Наверх

Тюменская областная Дума
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

15 апреля, Понедельник

Капитальный ремонт: Что ждать после решения Конституционного суда РФ

19.04.2016 16:57:12

Капитальный ремонт: Что ждать после решения Конституционного суда РФ

Депутатская фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Тюменской областной Думы организовала Круглый стол представителей политических партий, депутатов, органов исполнительной власти и общественности на тему: «Капитальный ремонт "по-новому": год спустя».

15 апреля в Малом зале Тюменской областной Думы состоялось обсуждение ситуации с капитальным ремонтом.

Открыл заседание модератор встречи - руководитель Экспертного совета фракции СР Тюменской областной Думы Эргемлидзе Г.Р., который отметил, что у граждан накопилось много вопросов по капитальному ремонту, и они хотели бы получить на них ответы. Более того, на днях вышло Постановление Конституционного суда РФ по жалобе депутатов Государственной Думы от фракций Справедливая Россия и КПРФ, в котором заявители указывали, что граждане воспринимают взносы на капремонт, по сути, как «дополнительный и неправомерно установленный налог». Первоначальный капремонт домов с приватизированным жильем должно производить государство.

Несмотря на то, что Конституционный суд России подтвердил законность взимания взносов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, суд указал, что взносы на капремонт не являются налогом, поскольку собранные средства должны расходоваться исключительно целевым образом и не могут быть потрачены на обеспечение деятельности государственных органов. «Такая система сама по себе не противоречит Конституции, поскольку позволяет быстро аккумулировать средства для неотложного проведения работ в аварийных зданиях», - подчеркивает суд. Очередность капремонта должна определяться на основе объективного состояния домов и может быть оспорена в судебном порядке. Конституционный суд также постановил, что не исключена возможность ремонта за счет средств федерального бюджета, особенно на стадии первичного накопления средств в соответствующих фондах, при возникновении неотложной потребности. Постановление суда также позволяет отменить решение муниципалитета о направлении взносов на капремонт с конкретного дома в «общий котел». В случае, если такое решение было принято не собственниками жилья, а самим муниципалитетом, и этот факт будет подтвержден в суде. Суд обязал законодателя проработать механизмы обеспечения прозрачности реализации региональных программ капремонта, а также непрерывности их исполнения в случае прекращения деятельности конкретного регионального оператора.

Суд подчеркнул необходимость соблюдения обязательств государства перед жителями домов, требовавших капитального ремонта на момент приватизации. Им рекомендовали обратиться в суд, если они считают, что их недостаточно информировали, прежде чем вписать в «общий котел». Им могут разрешить досрочно покинуть его. В настоящий момент по федеральному закону тем, кто попал в «общий котел», придется находиться в нем в течение двух лет.

Таким образом, теперь чиновники и суды должны будут применять закон в том толковании, которое огласил суд. Парламент и правительство же должны внести соответствующие поправки в течение нескольких месяцев.

Госдума может начать работу над законодательными изменениями в вопросе капитального ремонта, которые были обозначены Конституционным судом, уже в этой сессии, поэтому важно подать соответствующие предложения для реализации решений Конституционного суда.

Участникам Круглого стола был представлен доклад руководителя фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Тюменской областной Думы Владимира Пискайкина. Основное внимание участников было привлечено к истории вопроса о ликвидации статьи 16 Закона РФ «О приватизации Жилищного фонда в РСФСР», требующая проведение капитального ремонта домов перед или после приватизации за счёт средств государственного, либо муниципальных бюджетов. Сначала появилась норма о содержании собственником своего жилья в Гражданском кодексе, затем появился механизм софинансирования – 95% государство, 5% жильцы, потом возник фонд Капремонтов. Затем расходы на проведение капремонта были возложены на граждан. Из доклада Владимира Пискайкина: «Собственники жилья должны сами определять, что и когда ремонтировать. Мы предлагаем проводить капитальные ремонты в разных этапах, чтобы собственники жилья могли контролировать процесс ремонта. В этом случае мы не придем к тому, что дома после таких ремонтов просто разрушаются».

В своем докладе Михаил Гилев, назначенный на должность директор департамента ЖКХ Тюменской области, озвучил цифры по сборам на капитальный ремонт в области: «В 2015 году уровень сбора средств составил 75%, в 2016 году уже 84%. Таким образом, мы можем сказать, что жители Тюменской области «проголосовали рублем» за проведение капитального ремонта. Люди стали ощущать себя собственниками жилья. Мы хотим управлять своим жильем и мы это делаем. При этом возможны варианты того, что если они хотят провести ремонт раньше запланированного программой срока, они могут заплатить за него сейчас, и эти деньги им зачтутся. Мы только в начале пути, поэтому конечно, какие-то ошибки неизбежны». Глава департамента привел цифры бюджетного содержания Регионального оператора по капитальным ремонтам – 55 млн. в год, в штате 51 человек, средняя зарплата 40 тыс. рублей. Бюджет финансирует 20% потребностей по капитальному ремонту.

По информации руководителя областного департамента ЖКХ, за период с мая 2015 года и по сегодняшний день с собственников жилья было собрано на ремонт 1 млрд. 600 тыс. рублей. Работает сайт – электронное ЖКХ Тюменской области, где имеются все необходимые данные о программе.

Выступила на круглом столе и директор Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области» Светлана Цынская, которая заверила, что все собранные на ремонт деньги тратятся качественно: «Фонд учрежден Департаментом ЖКХ. Работает наблюдательный Совет. Мы работаем только с проверенными подрядчиками, есть определённые критерии выбора исполнителей, один из них – стаж работы фирмы не менее 5 лет». Ремонты проводятся только после выполнения документации.

Вопросы к выбору подрядчика возникли у депутата Тюменской городской Думы Алексея Чиркова: «Если выбирать подрядчика из числа одних и тех же, не боитесь ли вы «прикормить» эти компании, а также не лишаете ли вы права конкуренции другие молодые компании?» На этот вопрос ответил Михаил Гилев, который сказал, что «прикормить» подрядчиков сложно, ведь все они работают по предоплате 30%, остальные средства получают только при приеме завершенных работ. «Эта практика сложилась из опыта, ведь сколько раз было так, что фирмы-однодневки выполняли некачественный ремонт, а потом просто пропадали с полученными деньгами. Нам нужны гарантии и качество».

Выступивший Глава города Тюмени Еремеев Д.В. сообщил, что фактически реализация программы капремонтов началась с 2016 года. Приведено в порядок лифтовое хозяйство. В рамках конкурса подбираются наиболее эффективные и опытные подрядчики, умеющие качественно работать. Делается упор на создание долговечных конструкций, в том числе и на двускатные крыши. В Тюмени в этом году будет отремонтировано 144 дома.

К вопросу о качестве проводимого программой ремонта говорили и представители тюменских ТСЖ. Управляющий ТСН "СК-6" Сергей Черепанов назвал многочисленные примеры того, как «живут» сегодня тюменские дома. «У нас сегодня нет отлаженного механизма общественного контроля за качеством ремонта. Сегодня мы видим, что многие дома после ремонта выглядят либо так же, как до него, либо еще хуже. К примеру, поменяли в доме лифты. И что? Зазоры в несколько сантиметров. Спрашиваю подрядчика: «Почему так?» А мне говорят: «А ведь в старых лифтах было так же, в чем проблема?» Зачем тогда вообще менять? Должна быть возможность оперативно решать недочеты, возможность выкладывать информацию на сайт, без модерации, чтобы все знали, как обстоят дела с выполнением программы».

Примеры некачественного капитальных ремонта, а также того, как тюменские дома годами не могут его добиться, привела федеральный инспектор Центра защиты прав граждан «Справедливая Россия» Наталья Визгина: «Я много езжу по России и постоянно вижу недобросовестное исполнение программы. Если говорить о Тюмени, здесь также примеров масса. Взять хотя бы дом 19а на улице Мельзаводская. Дому 30 лет, включен в Программу капитального ремонта на 2015-2020 год. Фундамент рушится, трещины по всему дому, в подвале нечистоты. Возможности «скинуться» на капитальный ремонт и провести его сейчас у жильцов нет. Двигать сроки власти тоже не хотят. Что в таком случае делать? Нужно продумать механизм решения проблем в разных случаях. Программу еще нужно дорабатывать».

Итоги обсуждения подвел модератор встречи Георгий Эргемлидзе. Он сообщил, что наметились определенные тенденции того, что государство было вынуждено начать эту работу, поскольку собственники были крайне инертны, и постепенно капремонты будут организовывать сами собственники, как это происходит в других странах, где никаких «котлов» нет. «Сохранность народных денег требует усиления внимания, собственники будут иметь возможность забирать свои деньги, и нужно что-то делать для организации срочной коммунальной помощи, потому что ждать годы невозможно» - подытожил Георгий Эргемлидзе.

Организаторы встречи обязались обобщить все предложения, прозвучавшие на круглом столе, и составить рекомендации органам власти и управления для реализации.

Вера Романова
Фотографии Екатерины Ермолаевой



ПОДЕЛИТЬСЯ:

Изображение доступно по лицензии Creative Common Attribution 3.0

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Изображение доступно по лицензии Creative Common Attribution 3.0

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Изображение доступно по лицензии Creative Common Attribution 3.0

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Изображение доступно по лицензии Creative Common Attribution 3.0

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Изображение доступно по лицензии Creative Common Attribution 3.0

Возврат к списку