На заседании комитета областной Думы по бюджету, налогам и финансам 12 ноября 2015 года были рассмотрены следующие вопросы.
Во-первых, это проект областного бюджета на предстоящие три года.
В соответствии с действующим законодательством перед рассмотрением законопроекта об областном бюджете со 2 по 9 ноября были проведены публичные слушания. Для этого законопроект об областном бюджете был размещен на официальном портале областной Думы в сети Интернет. Каждый желающий мог направить свои замечания и предложения к законопроекту.
В публичных слушаниях приняли участие около 400 жителей Тюменской области, поступило более 80 вопросов и предложений. Как и в прежние годы, наибольшую активность проявили жители города Тюмени, получены вопросы из города Тобольска, а также Исетского, Тюменского, Тобольского и Юргинского районов. Имеется ряд обращений из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Поступившие вопросы касаются практически всех сфер жизнедеятельности.
Наблюдая за экономической ситуацией в стране, граждане высказывают озабоченность сокращением доходной части областного бюджета, тем, как это скажется на финансировании основных социальных направлений. Неслучайно достаточно много вопросов было связано с выполнением областным бюджетом социальных обязательств.
В центре внимания граждан по-прежнему остаются вопросы финансирования дорожного строительства, обеспечения отдельных категорий граждан жильем.
Поступили обращения по реализации мероприятий в области коммунального хозяйства: обустройство придомовых территорий, обеспечение населения питьевой водой, благоустройство областного центра.
В ходе проведения публичных слушаний населением были затронуты темы проведения реформ в области образования, строительства новых школ, оказания поддержки учреждениям культуры. Также задавались вопросы об организации предстоящего летнего отдыха детей и инвалидов в Крыму.
В этом году поступил ряд массовых обращений граждан. Так, по вопросу строительства в Тюмени комплекса по спортивной гимнастике было получено более 200 обращений.
Ряд граждан обратился с предложением о строительстве многоуровневого паркинга в Тюмени.
Все поступившие в ходе публичных слушаний вопросы и предложения будут рассмотрены на заседаниях согласительной комиссии по доработке проекта закона Тюменской области «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».
Все обратившиеся граждане получат ответы на заданные вопросы.
Теперь о самом бюджете.
Представленный Губернатором области проект областного бюджета разработан исходя из сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и Тюменской области и соответствует требованиям федерального и регионального бюджетного законодательства.
Проект областного бюджета на предстоящие три года формировался в достаточно жестких экономических условиях.
Общий объем доходов областного бюджета на 2016 год запланирован в размере 100 миллиардов 834 миллиона рублей, что ниже по сравнению с показателями 2015 года более чем на 12 миллиардов рублей, или на 11 процентов.
Снижение общего объема доходов проекта областного бюджета на 2016 год связано в основном со снижением плановых объемов поступлений по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц.
Так, запланированный на 2016 год объем поступлений по налогу на прибыль ниже по сравнению с показателями 2015 года более чем на 3 миллиарда рублей, или на 4,6 процента, по налогу на доходы физических лиц – более чем на 380 миллионов рублей, или на 2,2 процента.
Доходы областного бюджета на 2017 год планируются в объеме 107 миллиардов 700 миллионов рублей.
На 2018 год доходы областного бюджета запланированы в объеме 104 миллиарда 671 миллион рублей.
Основным доходным источником, как и прежде, является налог на прибыль организаций. Его удельный вес в общем объеме налоговых доходов областного бюджета на 2016 год составит более 65 процентов, в абсолютном выражении – около 65 миллиардов рублей.
Вторым по объему поступления в областной бюджет является налог на доходы физических лиц. Его удельный вес в структуре налоговых доходов областного бюджета составит в 2016 году 17 с половиной процентов, или более 17 миллиардов рублей. Планируется, что данный показатель к 2018 году приблизится к 20 миллиардам рублей.
Ожидается также увеличение поступления налога на имущество организаций.
В абсолютном выражении объем поступления по данному налогу запланирован на 2016 год в объеме свыше 8 миллиардов рублей, что выше по сравнению с показателями 2015 года на 11,6 процента. Планируется, что к 2018 году объем поступления по данному налогу в областной бюджет увеличится и составит свыше 9 миллиардов рублей.
Проектом областного бюджета на 2016 - 2018 годы наблюдается снижение объема поступлений неналоговых доходов. Общий объем неналоговых доходов по сравнению с 2015 годом ниже в 2016 году более чем на 69 процентов. Данное снижение связано в основном с отсутствием в 2016 - 2018 годах плана поступления доходов от размещения средств бюджетов на банковских счетах.
Расходы областного бюджета на предстоящие три года сформированы в соответствии с расходными обязательствами Тюменской области с учетом основных задач бюджетной политики на среднесрочную перспективу.
На 2016 год расходы запланированы в объеме 116 миллиардов 779 миллионов рублей, что ниже по сравнению с аналогичными показателями 2015 года на 13 с половиной миллиардов рублей, или более чем на 10 процентов.
На 2017 год запланированный объемов расходов областного бюджета составит около 111 с половиной миллиардов рублей.
На 2018 год расходы составят более 110 миллиардов рублей.
В целом структура расходов областного бюджета в 2016 - 2018 годах не претерпит существенных изменений. По-прежнему наибольший удельный вес в расходах областного бюджета занимают расходы на социальную сферу, а также расходы на национальную экономику, включающие, в том числе, расходы на развитие инфраструктуры, поддержку экономического роста и диверсификации структуры региональной экономики.
Доля расходов областного бюджета на финансирование национальной экономики составит в 2016 году более 27 процентов, или останется практически на уровне 2015 года.
Несмотря на сокращение общего объема расходов областного бюджета предусмотрены средства на полное выполнение социальных обязательств. В целом удельный вес социальных расходов составит в 2016 году 43 процента всех расходов областного бюджета, в последующие два года – по 45 процентов.
В целом на финансирование социальной сферы из областного бюджета в 2016 году планируется направить более 50 миллиардов рублей.
В областном бюджете запланированы средства на реализацию указов Президента Российской Федерации в сфере социальной политики, образования, здравоохранения, демографической политики.
Предусмотрены средства на последовательное повышение заработной платы отдельных категорий работников образования, здравоохранения, культуры, а также социальных работников.
Будут реализовываться все жилищные программы, в частности, предусматривается завершение к 1 сентября 2017 года мероприятий по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу.
Также планируется предоставление социальных выплат и займов гражданам на строительство или приобретение жилья, в том числе работникам организаций бюджетной сферы. Предусматриваются средства на мероприятия по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сохраняются основные направления государственной поддержки промышленности, малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства.
Кроме того, в 2016 году предусмотрены средства в объеме 300 миллионов рублей на стимулирование инвестиционной деятельности органов местного самоуправления.
Более 2 с половиной миллиардов рублей планируется направить в 2016 году на развитие жилищно-коммунального хозяйства, что выше по сравнению с показателями 2015 года на 101 миллион рублей, или на 4 процента.
На развитие дорожного хозяйства на 2016 год запланированы средства в объеме около 17 миллиардов рублей, что выше по сравнению с показателями 2015 года на 1 миллиард 222 миллиона рублей, или на 8 процентов.
В проекте областного бюджета предусмотрены средства на реализацию мероприятий двадцати девяти государственных программ. Доля расходов на исполнение программ в общем объеме расходов составит в 2016 году 71 процент, или более 83 миллиардов рублей в реальном выражении.
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства в составе бюджета представлены проекты всех государственных программ.
Дефицит областного бюджета составит в 2016 году около 16 миллиардов рублей, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основным источником финансирования дефицита областного бюджета в 2016 году являются остатки средств областного бюджета в объеме 12 с половиной миллиардов рублей. Таким образом, без учета данной суммы дефицит областного бюджета на 2016 год составит порядка 3 с половиной миллиардов рублей, или около 3 с половиной процентов к объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. Кроме того, одним из источников финансирования дефицита областного бюджета является привлечение заимствований в объеме 3 с половиной миллиардов рублей путем выпуска ценных бумаг Тюменской области.
Законопроект об областном бюджете планируется рассмотреть на заседании областной Думы 26 ноября в первом чтении, а 27 ноября принять его окончательно.
Также был рассмотрен проект закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области на 2016 - 2018 годы.
Доходы бюджета Фонда на 2016 год запланированы в объеме 18 миллиардов рублей, это на 332 миллиона рублей меньше аналогичных показателей текущего года.
Расходы бюджета Фонда на 2016 год также запланированы в объеме 18 миллиардов рублей.
Основную часть расходов – 99 процентов, составляют расходы на здравоохранение.
В целом проект бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области на предстоящий трехлетний период бездефицитен и сбалансирован по доходам и расходам и позволяет обеспечить гарантии бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Органы государственной власти Тюменской области проводят последовательную политику, направленную на поддержку малого и среднего бизнеса.
В этой связи члены комитета рассмотрели ряд законопроектов, устанавливающих более льготные условия для ведения бизнеса.
Речь идет о законопроекте, предлагающем внести изменения в Закон Тюменской области «О патентной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей».
Предусматривается расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, дополнительно включаются 16 позиций в основном за счет видов деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (в том числе производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий). Кроме того, на патент смогут перейти индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги общественного питания.
Принятие указанных изменений позволит создать условия для выбора индивидуальными предпринимателями комфортной системы налогообложения по отдельным видам деятельности.
Также был рассмотрен законопроект «О внесении изменений в Закон Тюменской области «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения в Тюменской области».
Предлагается установить «налоговые каникулы» при применении упрощенной или патентной системы налогообложения для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере бытовых услуг населению.
Изменения в областные законы предлагается ввести в действие с 1 января 2016 года.
В настоящее время данная льгота применяется в отношении предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в производственной, социальной и научной сферах.
Указанные законопроекты предполагается рассмотреть на очередном заседании областной Думы 26 ноября.
Члены комитета заслушали информацию руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Тюменской области Зыковой Тамары Александровны о поступлении налоговых платежей за девять месяцев текущего года.
В соответствии с представленной информацией объем налоговых доходов по налогоплательщикам, администрирование которых осуществляется Управлением, превысил за отчетный период уровень поступлений аналогичного периода 2014 года на 700 миллионов рублей и составил более 62 миллиардов рублей.
Большую часть консолидированного бюджета по Управлению составляет бюджет Тюменской области – более 36 миллиардов рублей, или 59 процентов.
Основными бюджетообразующими налогами регионального бюджета являются налог на доходы физических лиц (более половины всех поступлений), имущественные налоги (более 20 процентов), а также налог на прибыль организаций (более 15 процентов).
Так, поступления налога на доходы физических лиц, зачисляемые в бюджет области, за девять месяцев текущего года превысили показатели аналогичного периода прошлого года на 6 процентов и составили более 19 миллиардов рублей.
Объем поступлений всех имущественных налогов в анализируемом периоде 2015 года по отношению к соответствующему периоду 2014 года вырос на 14 процентов и составил семь с половиной миллиардов рублей.
Повышение эффективности администрирования имущественных налогов связано, прежде всего, с актуализацией баз данных по налогоплательщикам и объектам налогообложения, в том числе за счет укрепления межведомственного взаимодействия налоговых и правоохранительных органов.
Информацию налоговой службы планируется рассмотреть на ближайшем заседании областной Думы 26 ноября.
Видеокомментарий председателя комитета по бюджету, налогам и финансам Дмитрия Горицкого о публичных слушаниях.
Видеокомментарий председателя комитета по бюджету, налогам и финансам Дмитрия Горицкого о проекте бюджета на трёхлетний период.
Видеокомментарий председателя комитета по бюджету, налогам и финансам Дмитрия Горицкого о новых законопроектах.
Видеокомментарий заместителя председателя комитета по бюджету, налогам и финансам Михаила Селюкова.
Информация подготовлена
аппаратом комитета
Тюменской областной Думы
по бюджету, налогам и финансам,
управлением по обеспечению
информационной политики