Наверх

Тюменская областная Дума
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

26 апреля, Пятница

Забота, объединяющая многих

13.02.2015 13:09:39

Забота, объединяющая  многих

Стать инвалидом, к сожалению, рискует каждый. Следовательно, в разное время, при различных обстоятельствах, в безбарьерной среде могут нуждаться абсолютно все. А значит это забота общая – и власти, и жителей. Забота, требующая постоянного наращивания усилий, учитывая накопившиеся проблемы в предыдущий период забвения проблем людей с ограниченными возможностями.

Право инвалидов на счастье, на свободное перемещение и, по сути, на нормальную жизнь в России призвана обеспечить программа «Доступная среда», выполнение которой партия «Единая Россия» до недавнего времени контролировала при помощи известного проекта «Равные возможности». В 2015-м он сменил имя и стал называться «Единая страна – доступная среда». О том, как смена названия повлияла на содержание, почему у чиновников и бизнеса не хватает ответственности и где в Тюмени находится единственная законная парковка для «особых» горожан, нам рассказал региональный координатор проекта, депутат областной Думы Владимир Дмитриевич Зимнев.

- Здравствуйте, Владимир Дмитриевич. Спасибо, что уделили нам время. Расскажите о смысле партийного проекта: для чего он нужен, да и вообще, стоит ли тратить на инвалидов огромные бюджетные средства?

- Доброе утро. Сразу скажу, что насчет огромных средств вы несколько ошибаетесь. В прошлом году в Тюменской области на реализацию подпрограммы «Доступная среда» по всем ее направлениям планировалось 493 миллиона рублей. Из федеральной казны на дооснащение базовых социальных объектов поступило 18,5 млн. рублей. При этом средства регионального бюджета расходовались не только на создание безбарьерной среды, а на все вместе: от санаторно-курортного лечения до трудоустройства. Что же касается финансирования физической доступности учреждений, то на эти цели было предусмотрено всего 83 миллиона рублей.

Теперь о смысле. Поверьте, он есть. В России проживает порядка 13,5 млн. инвалидов, а еще 42 миллиона человек в той или степени нуждаются в каком-либо элементе доступной среды: пандусе, тротуаре без бордюра, тактильных обозначениях и так далее. Речь идет о пожилых людях, мамах с колясками, больных с временным ограничением физических возможностей, у которых нет инвалидности – к счастью, они пока не подходят под этот статус, однако здоровье уже не то, и других.

Нужно лишь внимательно посмотреть вокруг, сердцем почувствовать, а не взирать равнодушно на окружающих с высоты своего здоровья. Как видите, социальная база этого важнейшего, гуманного дела огромна. Приведенные цифры не досужие выдумки – это результат огромной работы специалистов и практиков из разных сфер науки и жизни. Аналогичные данные в процентном отношении приводят специалисты в других странах.

А если уж копнуть, так сказать, совсем глубоко, то в свободном перемещении по городу заинтересованы абсолютно все, ведь сломать ногу, например, рискует каждый. К сожалению, понимание приходит только тогда, когда при помощи костылей человек не может дойти даже от подъезда до машины. Я уж не говорю о передвижении на коляске. К слову, среди тюменских мам самими мамами недавно был проведен опрос, и выяснилось, что более 40 процентов опрошенных нуждаются в пандусе, а еще 50 процентов из числа опрошенных одобряют его установку, хотя им самим он не нужен. Очень показательные цифры.

- А как скажется на объемах финансирования кризис?

- Не совсем верно списывать все трудности на кризисные явления или курс доллара. Без серьезных затрат можно увеличить доступность объектов на 30-40 процентов. К примеру, оборудовать для инвалидов парковочные места - вопрос нескольких тысяч рублей, однако, как выясняется, правильно это сделать получается далеко не всегда.

Даже в этом, казалось бы, простом вопросе в круговерти повседневных дел или в силу безответственности перед обществом и законом никто не дает себе труда внимательно разобраться, что и как нужно делать. Создается ситуация, при которой нельзя идентифицировать место стоянки транспорта инвалида, следовательно, невозможен и контроль. А в итоге нет ни нарушителей, ни мест для парковки машин инвалидов. Что называется, «приходи кума любоваться». Примеров повышения уровня доступности физического окружения без особых затрат на самом деле немало, но это тема следующего разговора.

По моему мнению, чтобы права инвалидов соблюдались, нужны, прежде всего, три составляющие. Во-первых, политическая воля или, попросту говоря, желание обеспечивать эти права. Во-вторых, знания, как правильно это сделать, и чувство ответственности не только за себя, а и за того парня. И только в последнюю очередь – деньги.

В меняющейся ситуации есть и положительные примеры. Вот некоторые из них: отремонтировано общежитие для слепых в г. Тюмени в полном соответствии с нормативами. Заработала программа «Говорящий город» для слепых людей. В проекте участвуют 44 человека, 15 объектов и один автобусный маршрут. Это пока. Есть надежда, что проект будет развиваться и дальше. Оборудованы многоквартирные дома приспособлениями для въезда-выезда 115 инвалидов-колясочников. Начата работа по адаптации пешеходных переходов для более удобного пользования инвалидами. Хочу отметить, что наиболее учитывающей условия доступности при строительстве социальных объектов Тюмени является строительная компания «Партнер-Инвест», Хотя, повторюсь, в нашем городе нет ни одного дома, который соответствовал бы абсолютно всем нормам безбарьерной среды.

- А что конкретно Вы делаете, чтобы Тюмень стала городом абсолютно свободных людей? В чем заключается проект «Единой России»?

- У проекта несколько направлений. Наиболее очевидная часть, на которую обычно реагируют СМИ и простые горожане, - это инспекционные проверки различных объектов: гипермаркетов и аптек, социальных учреждений и спортивных комплексов и. т.д. В общем, всех мест, которые может посетить человек с ограниченными возможностями.

Такие рейды начались в марте прошлого года, и постепенно мы увеличиваем активность: согласно составленному графику, проверки проходят каждый первый и каждый третий понедельник месяца. Мы заранее – за 2-3 дня – предупреждаем собственника объекта. После чего приезжает комиссия, в состав которой вхожу я или мой помощник, представители тюменского общества инвалидов и тюменского общества слепых, а также доблестные бойцы «Молодой гвардии». В случае необходимости также приглашаются сотрудники прокуратуры, УВД, иных административных и хозяйственных структур.

Естественно, самим фактом проверки и выявленными нарушениями, а они, к сожалению, есть всегда, дело не ограничивается. Даем рекомендации, как исправить ситуацию, если требуется, то готовим проект необходимых работ, чтобы все соответствовало нормам. Ну и, конечно, контролируем устранение замечаний. Особо не понятливых приходится привлекать к ответственности.

- А насколько серьезно наказание? Также любопытно, каким образом Вы выбираете объекты, где пройдут проверки, и как бизнесменам узнать, когда ждать гостей? Неужели только за 2-3 дня – так и спрятать ничего не успеешь…

- Административный кодекс позволяет отбить охоту к нарушениям – наказание довольно суровое. База потенциальных объектов для инспекции пополняется в основном тремя способами. Во-первых, по рекомендации общества инвалидов и общества слепых – им виднее, какие объекты посещают люди с ограниченными возможностями. Во-вторых, учитывается фактор социальной, практической и общественной значимости объектов, при этом берется во внимание территориальное расположение, и, конечно, просьбы, а иногда и жалобы, обращения граждан.

Что касается графика проверок, то мы уже опубликовали в СМИ план на ближайшие полгода. В конце концов, всем выгодно, если нарушения устранят заранее и без нашего вмешательства. Главная цель – не наказать виновную организацию и пополнить бюджет при помощи штрафов, а помочь людям с инвалидностью.

- Если есть наказание, то должна существовать и награда…

- Совершенно верно. В этом году мы собираемся проводить конкурс «Область для всех» среди муниципалитетов Тюменской области, в рамках которого попытаемся определить, какой из них делает для особых граждан больше в плане доступности среды. Победители в этом состязании получат кубки, государственные награды Областной Думы, дипломы, памятные подарки и благодарность тысяч инвалидов, естественно.

Кроме того, планируется внести предложение, чтобы показатели доступности физического окружения вошли в состав критериев, по которым учитывается уровень социально-экономического состояния муниципальных образовании. При помощи этого соревнования мы намерены расширить географию партийного проекта «Единая страна – доступная среда» на территорию всего нашего региона.

- А какие проблемы за год проверок Вы обнаружили в Тюмени? Или у нас все отлично с обеспечением доступности?

- Работать предстоит много, очень много. И чем критичнее оценивать сделанное, тем основательнее, надежнее будут планы на будущее. Цифры вещь вполне конкретная, судите сами – лишь 15 процентов бюджетных объектов полностью соответствуют требованиям доступности, 30 процентов отвечают лишь некоторым нормам. И это касается лишь тех людей, которые имеют проблемы с передвижением. Для слабовидящих тюменцев все гораздо хуже – объектов, приспособленных для них, единицы.

Относительно других, не бюджетных, объектов, то там доступными можно считать всего 12 процентов зданий, 30 процентов частично доступны, с доступностью для слабовидящих история повторяется. Количество жилых домов, которые более или менее соответствуют нормам, лишь восемь процентов, при этом в Тюмени нет ни одного дома, к которому не было бы ни одной претензии. Печально, но факт.

- Да уж. Надеюсь, на этом проблемы заканчиваются.

- К сожалению, нет. То же самое касается и пешеходно-дорожной среды, которая доведена до ума максимум на 25-30 процентов. Нет поводов для радости и при оценке готовности тюменских автотранспортных предприятий к перевозке особых пассажиров. Всего в нашем городе функционируют 112 маршрутов, на которых курсируют 1088 автобусов, из которых 378 являются низкопольными, а значит, специально предназначены для инвалидов.

Между тем, техническим заданием открытого конкурса на перевозку пассажиров и багажа предусмотрено лишь 20 маршрутов, на которых 36 автобусов обязаны перевезти инвалидов-колясочников и представителей иных МГН. Другими словами, остальные водители могут отказаться везти людей с ограниченными возможностями. Чего не хватает транспортникам? Денег, времени, возможностей? Нет!

- А чего тогда?

- Выполнять закон, уважительно, а в некоторых случаях и заботливо относится к окружающим – это дело совести и ответственности каждого. А теперь о набивших оскомину парковках для инвалидов. Как ни парадоксально, но в нашем городе, несмотря на обилие таких знаков, всего два места для парковки автомобилей людей с ограниченными возможностями оформлены по всем правилам. Причем оба расположены возле нового регистрационного отделения ГИБДД на Московском тракте.

Может быть, именно поэтому инспекторы борются с нарушителями не так рьяно, как о том просят особые горожане. У полиции нет прав требовать соблюдения закона, ведь места для стоянки транспорта инвалидов на парковках не оформлены в соответствии с нормами.

- Кстати, о ГИБДД. На днях в Тюмени прошел опрос, в котором горожан просили оценить новую идею полицейских Ростова-на-Дону. В южном городе парковки для инвалидов оснащают довольно жесткой табличкой «Забрал мое место – забери и мои болезни». Большинство тюменцев поддержали идею, однако хватает и гневных комментариев, да и в инспекции тоже против. А лично Вам такая жесткость по душе?

- Почему жестко? По-моему, все вполне укладывается в рамки разумного. Емко, лаконично и доходчиво. А что делать, если иначе люди не понимают? В центре города припарковаться инвалиду на положенное место практически нереально, а ведь именно здесь находятся все государственные учреждения, различные социальные организации и так далее. Поэтому ростовчан я поддерживаю. Но повторяю – пока правильно не научимся обозначать места для стоянки транспорта инвалидов на парковках города, хоть крокодилов развешайте на стоянках, ни одного протокола о нарушении в соответствии с законом составить нельзя.

- Как Вы уже сказали, с момента первой проверки прошел почти год. Есть результаты? И почему Вы решили заниматься именно защитой инвалидов, ведь Вы, простите, не относитесь к этой категории?

- Извиняться не надо. От возможной инвалидности гарантий не существует: все мы ходим по улицам, ездим на машинах, болеем… Мне сложно говорить о результатах. Я привык критически оценивать свои действия, но ясно одно – дело потихонечку двигается, наша работа постепенно приобретает системный характер.

И все же зачастую приходится констатировать очевидно недостаточное внимание и отсутствие должных усилий со стороны муниципальной власти, особенно в частном секторе. В федеральном законе №181 «О социальной защите инвалидов» все обязанности определены с предельной четкостью. Что же касается выбора: поставлена задача, значит, надо выполнять. При этом постараться принести какую-то пользу.

- Откуда такая самоотверженность: распоряжение сверху или врожденный альтруизм?

- Самоотверженность – слишком громкое слово. Может быть, есть специальный ген – кто знает? Скорее же всего, сказывается закалка, полученная за время работы на различных постах, в том числе, 20-летний стаж на должности главы города Ялуторовска. На виду у своих горожан заниматься болтологией не получится, да и не люблю я этого, нужны конкретные результаты, чтобы, когда идешь на работу, не стыдно было смотреть людям в глаза.

- Владимир Дмитриевич, а часто приходится слышать слова благодарности за такую работу? А может быть, наоборот, вас ругают те, кому приходится сносить неправильно обустроенный пандус и строить новый, исполнять иные требования 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»?

- По моим наблюдениям, в Тюмени еще очень и очень много пандусов, которые, по сути, являются объектами повышенной опасности. Попытка подняться по такой поверхности зачастую напоминает цирковой номер, который грозит инвалиду потерей последнего здоровья. Так что требование снести опасную конструкцию – единственно возможное.

Что касается тюменцев, в отношении которых выдаются предписания, то откровенно агрессивной реакции я не встречал, хотя определенное недовольство, конечно, есть. Не без этого. Слова благодарности регулярно звучат от общества инвалидов, а вот во время проверок никто «спасибо» почему-то не говорит. Впрочем, мы работаем не ради этого.

- Жаль, как говорится, страна должна знать своих героев. Владимир Дмитриевич, а как Вы относитесь к идее отдельного квартала или отдельного дома для инвалидов-колясочников?

- Конечно, у такой идеи, которая, кстати, уже была реализована в некоторых регионах России, есть несколько очевидных «плюсов». Во-первых, комфортная эмоциональная обстановка – инвалиды не будут никого стесняться, как это часто происходит. А во-вторых, возможность создания полностью приспособленной инфраструктуры: от тротуаров и специальных тренажерных залов до адаптированных школ, детских садов и поликлиник.

Казалось бы, идиллия: тренер знает, какие упражнения давать спинальникам, а терапевт – как эффективно лечить необычных пациентов, однако есть такой «минус», который сводит на нет все эти преимущества. Это разделение общества на инвалидов и неинвалидов, а проблем, связанных с подобной градацией, у нас и так слишком много.

Тюменское общество инвалидов считает, общественность региона в этом вопросе с ним солидарна, что людей с ограниченными возможностями надо активно интегрировать в общую среду, социализировать, а не отселять в резервации. У нашей страны уже был негативный опыт, когда проблемы инвалидов пытались замолчать, а их самих убрать подальше от больших городов. Ни к чему хорошему это не привело.

- А есть в Тюмени положительные примеры интеграции инвалидов и обычных людей?

- Да, есть. Пожалуй, самый яркий пример – это школа №15, где наравне с обычными учениками образование получают ребята с различными заболеваниями. Сперва, естественно, были некоторые трудности – дети стеснялись, чувствовали определенный дискомфорт.

Зато сейчас коллектив, как ни парадоксально, стал дружнее, все помогают друг другу. Причем, если можно так выразиться, это взаимовыгодное сотрудничество: не только здоровые школьники помогают своим особым сверстникам, но и те охотно «подтягивают» по учебе одноклассников.

- Какова конечная цель подпрограммы «Доступная среда» и партийного проекта партии «Единая Россия» «Единая страна – доступная среда»?

- Конечная цель всей работы: cоздать условия, при которых люди с ограниченными возможностями здоровья могли обрести личную самостоятельность и независимость, найти свое место в жизни, стать полноправными членами общества.



Возврат к списку