27 ноября принял участие в пленарном заседании конференции на тему: «Диалог культур. Формирование российской гражданской идентичности подрастающего поколения», посвященной 70-летию образования Тюменской области и выступил с докладом:
«Уважаемые участники конференции!
Повестка дня сегодняшней межрегиональной научно-практической конференции связана с запросом общества, с потребностью общества на формирование российской гражданской идентичности подрастающего поколения. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что последствия социально-экономических и социокультурных преобразования 90-х годов прошлого столетия – экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей – оказали и продолжают оказывать негативное влияние на общественное сознание в формировании гражданской идентичности подрастающего поколения. При этом оказались разрушенными или утраченными традиционные духовно-нравственные качества, такие как патриотизм, гражданственность, доброжелательность, сочувствие, сострадание, межконфессиональная и межнациональная толерантность и другие.
Поэтому, сегодняшняя конференция является запросом общества с целью определения путей развития страны, в том числе на основе гражданской идентичности.
Для того, чтобы процесс формирования гражданской идентичности в условиях современности был эффективным, он должен включать в себя, на мой взгляд, несколько этапов на разных стадиях личностного становления: осознание гражданских и национальных чувств, осознание своей гражданской принадлежности, сопоставление родной и инонациональных культур; осознание необходимости межнационального взаимодействия и взаимопонимания в полиэтнической среде.
При этом, безусловно, следует учитывать тот огромный накопленный опыт и общие методологические подходы, имеющие непреходящее значение в деле гражданско-патриотического воспитания, считая воспитание одним из главных функций наряду с обучением.
Мне думается, - это одно из главных условий формирования гражданской идентичности в современной действительности.
Сегодня в рамках информационного пространства отчетливо просматриваются как конструктивная, так и деструктивная тенденции, направленные на формирование у молодежи представления о национальной культуре и истории, общественным ценностям, транслируемых современным средствами массовой коммуникации, что затрудняют осознанную позитивную идентификацию личности.
И здесь особую роль играет семья и школа, которые являются основополагающим элементом в процессе развития личности и ее идентификации. Именно здесь формируются базовые ценности, установки, нацеливающие индивида на поиск жизненного смысла, основанного на постижении духовно-нравственного идеала. При этом семья связывает индивида с гражданскими и национальными корнями, школа вводит в контекст отечественной истории, формирует чувство причастности к судьбе своей страны.
Семья, дошкольные образовательные учреждения, школа, вуз оказывают значительное влияние на сущностные характеристики всего общества, а так же на отдельную формирующуюся личность.
В настоящее время появился реальный запрос не только со стороны общества, но и государства на формирование гражданской идентичности подрастающего поколения на такое мировоззрение, с которым молодежь была бы способна осуществить амбиционные цели развития нашей страны и усиления ее на международной арене всем миром, всеми народами нашего Отечества».
Помощник депутата Димитрова Анита