Наверх
Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Тюменская областная Дума
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ - версия для слабовидящих

20 июня, Четверг

Этнос и экология: состояние и перспективы

26.03.2014 12:52:45

Этнос и экология: состояние и перспективы

Именно такую тему предложила обсудить парламентариям директор департамента по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа Инна Сотруева на депутатских слушаниях в г. Салехарде «О приоритетных направлениях развития Ямало-Ненецкого автономного округа в контексте государственной политики в Арктике».

Текст приводится ниже.

«Сегодня Ямал переживает вторую волну экономического освоения. Ямал – это территория, где обретают практическое воплощение масштабные экономические, инфраструктурные, гуманитарные проекты.

Безусловно, активизация экономики на территории всегда сопряжена с увеличением воздействия на окружающую среду, а, следовательно, на жизнь более чем 15000 ямальцев, для которых тундра – это естественная среда обитания, их дом и главный источник существования.

Ямало-Ненецкий автономный округ строит свою государственную политику на основе принципов гармоничного сочетания индустриального и традиционного укладов развития, минимального воздействия на природу, на уклад жизни коренных малочисленных народов.

Основными видами деятельности народов Севера являются оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов. Это приоритетные сектора экономики Ямала.

Традиционные отрасли существуют благодаря наличию биоресурсов, возможных для использования. В автономном округе они приобрели промышленные масштабы.

Здесь содержится самое крупное стадо домашних оленей в России. Продукция ямальских оленеводов поставляется не только на российский рынок, но и за рубеж – в Германию, Финляндию.

В Обь-Тазовском бассейне добывается почти половина улова сиговых рыб в России и треть мирового. Разнообразна флора и фауна Ямала.

Немаловажным фактором в сохранении баланса интересов хрупкой Арктической экосистемы, являются знания и опыт народов, накопленные за многовековую историю их развития, а также научные сведения о регионе. В этой связи, значимо создание на Ямале Центра изучения Арктики, проведение на протяжении последних двух лет научных экспедиций «Ямал-Арктика», международных конференций, форумов.

Вопросы развития традиционных отраслей хозяйствования и жизнедеятельности коренных народов на Арктических широтах являются предметом активного обсуждения на различных дискуссионных площадках.

Так, во время Международной встречи высоких представителей государств-членов Арктического совета, в апреле 2013 года в г.Салехарде состоялась конференция «Обеспечение техногенно-экологической безопасности в Арктике».

Участники встречи обсудили актуальные вопросы формирования государственной политики по охране окружающей среды, благополучия человека в Арктике и урегулирования интересов народов Севера и предприятий ТЭКа.

Принципы взаимодействия противоположных укладов жизни, промышленных компаний и коренных народов Ямала оттачиваются с 90-х годов прошлого столетия. Сегодня наработан достаточный положительный опыт взаимодействия органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, общественных организаций народов Севера с ресурсо-добывающими компаниями в решении вопросов социально-экономического развития региона; создана серьезная окружная нормативно-правовая база, учитывающая интересы малочисленных народов в области экономического, социального и духовного развития.

Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа ежегодно заключаются соглашения с крупнейшими недропользователями, в которых определяются взаимные обязательства, ответственность и финансовые гарантии сторон, предусматриваются компенсационные и природоохранные мероприятия, строительство объектов жилого фонда в национальных поселках, объектов социально-бытовой и культурной инфраструктуры, развитие материально-технической базы предприятий сельского хозяйства и рыбодобычи, общин коренных народов.

Практика сложившихся взаимоотношений из года в год совершенствуется и получает отражение в соответствующих правовых актах автономного округа.

Так, в результате принятия в 2013 году постановления Правительства автономного округа, были внесены изменения примерную форму проекта соглашения, согласно которого нефтегазовые компании обязаны обеспечить организацию и проведение мероприятий по информированию своих работников и работников субподрядных предприятий и организаций о нормах поведения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, в том числе на объектах культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, а также о запрете изъятия из указанных мест предметов быта населения.

Так же компании обязаны заблаговременно информировать Правительство автономного округа о планируемых производственно-технических работах в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренного населения.

Необходимо отметить, что данные обязательства уже предусмотрены в соглашениях с компаниями «ЛУКойл» и «Роснефть».

Вместе с тем, следует отметить, что существуют пробелы в действующем законодательстве, что не позволяет в полной мере отстаивать интересы народов Севера перед натиском промышленного освоения.

Далее остановлюсь на вопросах, решение которых требует законодательного урегулирования на федеральном уровне. И здесь, уважаемые депутаты, мы надеемся на ваше участие и поддержку.

Важным звеном при освоении природных богатств является процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Данная процедура предусмотрена Федеральным законом «Об экологической экспертизе», положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии от 16 мая 2000 года № 372.

В рамках процедуры ОВОС предусматривается проведение общественных обсуждений, направленных на информирование населения о намечаемой хозяйственной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, а также выявление общественных предпочтений и их учет в процессе оценки воздействия.

Данные мероприятия имеют положительную практику на Ямале. Участие оленеводов и рыбаков в обсуждении будущих проектных работ промышленных предприятий в местах кочевий и промыслов, помогает выстраивать содержательный диалог на предмет урегулирования социальных и экономических интересов сторон.

Например, в октябре 2012 года департаментом по делам коренных малочисленных народов Севера автономного округа были организованы консультации по вопросу строительства завода по сжижению газа в рамках разработки Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на полуострове Ямал при участии представителей общественности и ОАО «Ямал-СПГ».

Представители коренных народов, ссылаясь на требования международных стандартов к промышленным компаниям, обратили внимание на то, что представленный проект «Ямал-СПГ» необходимо доработать и обеспечить участие народов Севера в процессе соуправления проектом, кроме этого, указали на необходимость проведения мероприятий по выявлению и изучению священных мест, а также учета интересов оленеводов, маршруты касланий которых, пролегают через лицензионный участок «Ямал-СПГ».

По результатам проведенных консультаций, компания «Ямал СПГ» разрабатывает и принимает «План по взаимодействию с общественными объединениями и коренным населением». А в настоящее время компания совместно с Администрацией МО Ямальский район, районным общественным движением «Ямал» создают в целях обеспечения регулярных консультаций и выработки совместных решений по вопросам охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты и поддержки исконной среды обитания коренного населения Ямальского района Консультативный Совет по вопросам разработки и реализации проекта «Ямал СПГ».

Однако так происходит не всегда. Используя пробелы законодательства, не все предприятия выстраивают свою последующую деятельность в соответствии с условиями договоренности, с учетом полученных в ходе слушаний сведений о хозяйственной деятельности коренных народов, или к организации слушаний подходят формально. В результате возникают ситуации, когда промыслы обустраиваются на святых местах, когда пути касланий пересекают дороги.

В этой связи, предлагаем внести в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» нормы, предусматривающие обязательное исполнение договоренностей, достигнутых в ходе общественных обсуждений с представителями народов Севера, а также нормы, обязывающие предприятия ТЭК проводить консультации с максимальным охватом жителей межселенных территорий муниципальных районов.

Переходя к следующему вопросу, отмечу, что в целях обеспечения действенного механизма координации действий заинтересованных сторон в разработке и реализации инвестиционных проектов, улучшения осведомленности коренного населения автономного округа по важным видам деятельности предприятий ТЭКа, необходимо также определиться с федеральной моделью участия и финансирования этнологических программ и мероприятий по контролю, мониторингу и взаимодействию с промышленными компаниями.

В этой связи, считаем необходимым наряду с обязательной государственной экологической экспертизой проведение также и этнологической экспертизы в местах проживания малочисленных народов.

Проведение такой экспертизы нужно рассматривать как установление соответствия намечаемой хозяйственной деятельности конституционным требованиям защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, как определение допустимости реализации объекта этнологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на исконную среду обитания и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.

Положительным примером сотрудничества по данному вопросу является согласование проекта Программы этнологического исследования в составе Обоснования инвестиций в обустройство Северо-Каменномысского газового месторождения на территориях Ямальского, Надымского и Тазовского районов, которое проводилось при участии Научно-производственная фирмы «ДИЭМ», ВНИИГАЗ, Ассоциации коренных народов Севера «Ямал-Потомкам!» и Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.

Таким образом, считаем необходимым принятие федерального закона «Об этнологической экспертизе».

На протяжении нескольких лет остается без правового регулирования один из ключевых механизмов защиты прав малочисленных народов – это возмещение убытков, причиненных объединениям коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данных народов. Соответствующая «Методика расчета убытков» разработана Министерством регионального развития, но носит рекомендательный характер и, следовательно, не является обязательной к применению, а главное - не учитывает особенности субъектов Российской Федерации.

И здесь примером являться освоение Ямальского района. За последние годы в своем развитии муниципальное образование получило мощный экономический импульс. Данный фактор обусловлен объявлением района зоной стратегических интересов Общества «Газпром», которое в 2012 году приступило к разработке разведанных там месторождений углеводородов, способных обеспечить формирование бюджета района и региона не на одно десятилетие.

В связи с освоением Бованенковского и Харасавэйского месторождений многие семьи оленеводов вынуждены будут потеснить своих сородичей на маршрутах касланий или перейти на оседлый образ жизни.

В связи с этим, принимая во внимание активную хозяйственную деятельность в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, предлагаем внести изменения в федеральное законодательство в части передачи на региональный уровень полномочий по утверждению такой Методики расчета ущерба исходя из реалий субъекта РФ.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что на Ямале, несмотря на существующие трудности и пробелы в федеральном законодательстве, продолжается разработка и реализация механизмов, направленных на преодоление экологических и связанных с ними проблем в местах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

Считаем, что при учете изложенных в докладе предложений, работа в данных направлениях будет более эффективной и будет соответствовать Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

Уважаемые депутаты, прошу рассмотреть наши предложения и в канун завершения Второго Международного десятилетия коренных народов Мира выйти с совместной законодательной инициативой в Государственную Думу Российской Федерации».

Видеокомментарий председателя постоянной комиссии Тюменской областной Думы по вопросам депутатской этики и регламентным процедурам Тамары Белоконь.

Видеокомментарий заместителя председателя комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Владимира Ульянова Ульянов Владимир Ильич ЕДИНАЯ РОССИЯ .

Видеокомментарий заместителя председателя комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Владимира Чертищева.

Управление по обеспечению информационной политики


Возврат к списку