На депутатских слушаниях в г. Салехарде «О приоритетных направлениях развития Ямало-Ненецкого автономного округа в контексте государственной политики в Арктике» был представлен доклад заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Василия Степанова «Развитие экономического потенциала Ямало-Ненецкого автономного округа».
Текст доклада приводится ниже.
«Развитие экономического потенциала является одной из пяти основных задач преобразования качества жизни на Ямале, закрепленных в Стратегии и Программе социально-экономического развития автономного округа.
С точки зрения развития экономических перспектив на территории региона условно можно выделить четыре основные зоны. Это: зона добычи нефти - Гыданский полуостров, зона добычи газа - Ямальский полуостров, зона промышленного Урала, требующая дополнительной доразведки рудных полезных ископаемых, и транспортная зона - средняя зона региона.
Безусловно базовым сектором экономики региона на средне- и долгосрочный период останутся нефте- и газодобыча.
В рамках сырьевой модели экономики такое положение сырьевого сектора закрепляет соответствующую хозяйственную специализацию территории и открывает новые возможности для ее социально-экономического роста, прежде всего, на основе диверсификации нефтегазодобычи и транспортировки углеводородов.
В этих условиях устойчивые темпы развития региональной экономики будут обеспечены, прежде всего, за счет реализации крупнейших инвестиционных, проектов в данной сфере, которые объединены в Программу комплексного освоения месторождений автономного округа и севера Красноярского края.
В поддержку проектов по добыче углеводородов в автономном округе реализуется целый комплекс крупномасштабных проектов.
Среди них:
- проект «Северный широтный ход», который призван интегрировать транспортную систему России в логистическую инфраструктуру Арктической зоны;
- создание центра по производству сжиженного природного газа на полуострове Ямал;
- строительство морского арктического порта в Сабетте, который будет использоваться не только для транспорта углеводородного сырья, но и как многопрофильный торговый порт;
- строительство второго этапа магистрального трубопровода Заполярье-Пурпе протяженностью 488 км. Окончание строительства намечено на 2016 год.
При безусловном исполнении своей энергетической миссии округ обладает значительным потенциалом для развития новых направлений экономической специализации.
Так, Стратегией предусмотрена организация средних и малых производств на основе продукции Новоуренгойского газохимического комбината.
На его базе планируется создание газохимического кластера для производства упаковочных материалов, предметов бытового обихода из полиэтилена, стрейч-пленки и т.д.
Запуск комплекса позволит создать для Нового Уренгоя около двух тысяч рабочих мест.
Планируется реализация программ утилизации и переработки попутного нефтяного газа и низконапорного газа, а также дальнейшее расширение и модернизация газотранспортной инфраструктуры.
В целом, если исключить проекты по добыче углеводородов, объективно обеспечивающих в настоящее время высокие темпы экономического развития, анализ конкурентных преимуществ и негативных факторов, которые определяют инвестиционную привлекательность автономного округа, показал, что успешной может быть реализация трех основных типов инвестиционных проектов:
Первый тип - это локальные проекты, ориентированные на удовлетворение части внутреннего спроса региона, который не может быть удовлетворен завозимыми товарами (свежие овощи, охлажденное мясо, хлебобулочные изделия), а также проекты, нацеленные на создание услуг. Такие проекты с успехом могут быть реализованы малым бизнесом.
Второй тип - проекты, реализация которых нацелена на производство товаров, для которых характерна высокая доля транспортной составляющей в себестоимости (тяжелые строительные материалы: песок, щебень, облицовочный камень, цемент).
Третий тип - проекты, нацеленные на внешний рынок, российский и мировой. Это - производство так называемых «брендовых» товаров, ориентированных на высокий потребительский сегмент (продукция оленеводства, рыбопереработки, дикоросы).
Для реализации всех типов инвестиционных проектов необходима полноценная производственная инфраструктура (энергетика, транспорт, связь). Её наличие сыграет ключевую роль в развитии экономического потенциала региона.
В частности, отсутствие полноценной транспортной сети в настоящее время является основным сдерживающим фактором реализации инвестпроектов. Здесь у региона большие планы. Поскольку этой теме будет просвещен отдельный доклад, подробно на них останавливаться не буду.
Ускорение темпов экономического роста обеспечивает рост потребности региона в энергетических мощностях.
Энергосистема региона к 2020 году будет по прежнему представлена централизованной и децентрализованной зонами электроснабжения.
При этом централизованная зона получит новые энергетические мощности.
Наиболее значимые инвестпроекты, реализуемые в этой сфере, представлены на слайде.
В территориально изолированных энергосистемах Ямала ведется строительство новых источников генерации с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии.
Так, в Шурышкарском районе ведется строительство и реконструкция 4 дизельных электростанций, 3 из которых будут введены в текущем году.
В целях использования возобновляемых источников энергии реализуется пилотный проект в г. Лабытнанги по строительству ветроэнергетической установки мощностью 225 кВт.
Повышение качества связи, увеличение скорости доступа к сети Интернет, расширение объемов предоставляемых услуг будет обеспечено вводом в эксплуатацию сети волоконно-оптических линий передач.
В настоящее время заканчивается строительство волоконно-оптической линии связи протяжённостью 365 км на участке Надым - Салехард. Пройдено более 85% трассы, плановый срок завершения строительства - конец 1-го квартала 2014 года.
Одним из направлений развития отрасли является обеспечение мобильной связью удаленных малонаселенных пунктов и зимних автомобильных дорог.
В целях обеспечения услугами связи кочующего населения уже приобретено более 360 комплектов спутниковых телефонов.
Вводится в строй система спутникового мониторинга территории автономного округа, с помощью которой можно будет уведомлять кочевое население о возможности возникновения ситуаций чрезвычайного характера.
Создан и активно эксплуатируется центр космических услуг, который является интегратором по использованию навигационных картографических и мониторинговых результатов космической деятельности в автономном округе.
На территории автономного округа развивается сеть из 15 базовых станций ГЛОНАСС для выполнения строительных, геодезических, кадастровых работ с высоким уровнем точности координатной привязки. Сегодня охват территории округа высокоточной системой позиционирования составляет около 10%. В случае потребности коммерческих структур в данных работах зона покрытия системы будет увеличена.
Теперь - несколько слов о наиболее перспективных направлениях реализации инвестпроектов, которые позволят диверсифицировать региональную сырьевую экономику.
Как для развития малого и среднего предпринимательства, так и для обеспечения продовольственной безопасности региона перспективными являются проекты по бройлерному птицеводству в районах с круглогодичным железнодорожным сообщением; кролиководству, развитию тепличных хозяйств на базе систем утилизации тепла, производимого электростанциями и компрессорными станциями по перекачке природного газа.
Реализация таких проектов в автономном округе активно поддерживается.
В целях обеспечения потребностей округа в строительных материалах, завоз которых связан с высокими транспортными издержками, в 2012 году начата реализация инвестиционного проекта по развитию в округе лесопереработки.
Проект предусматривает внедрение новых технологий, расширение глубокой переработки древесины, производство продукции деревообработки -оконных и дверных блоков, клееной продукции, организация промышленного производства деревянных каркасно-панельных домов и топливных брикетов.
Реализация проекта частично обеспечит решение задачи ликвидации ветхого и аварийного жилья, а продукция завода будет востребована в сельских районах. Планируется, что в год из ямальского леса можно будет возводить 20-40 тысяч квадратных метров жилья.
Продолжится производство «брендовых» товаров - продукции сельского хозяйства (глубокая переработка оленей, рыбы, дикоросов).
Уже в 2014 году закончится возведение животноводческого комплекса в п. Аксарка и убойного комплекса в Антипаюте. Будет построен цех в Надымском районе.
Планируется развивать переработку эндокринно-ферментного сырья на известном не только в России, но и за рубежом высокотехнологичном комплексе «Ямальские олени». Этот комплекс отвечает всем международным требованиям, прошел сертификацию Евросоюза и выпускает более 60 наименований продукции. Работает линия лиофильной сушки крови.
Производственная инфраструктура отрасли активно развивается: в 2013 году завершено строительство цеха по переработке оленьего мяса в Салехарде и двух убойных комплексов в посёлке Юрибей и в селе Паюта.
До 2020 года на основе факторий и убойных комплексов будет создана сеть заготовительных пунктов, оснащенных современным морозильным оборудованием.
В крупных населённых пунктах предполагается разместить предприятия по консервации пантов.
В планах - модернизация рыбозаводов в посёлках Тазовский, Юрибей, Новый Порт, г.Салехард.
Для решения проблем резкого сокращения популяции сиговых рыб начата работа по товарному и искусственному воспроизводству рыбы.
Уже сегодня ведется строительство рыборазводного завода в посёлке Харп. В 2015 году производство должно заработать, а через год планируется выпустить в реки округа первую партию муксуна.
Приобретено оборудование для цеха товарного производства осетра, форели и других видов рыб в Салехарде. После ввода цеха в эксплуатацию производительность цеха позволит выращивать до 10 тонн рыбы в год.
Расширяется спектр туристических услуг, появляются новые туристические маршруты. В 2013 году количество туристов, побывавших на Ямале, достигло 70 тыс. человек. Развивается туристическая инфраструктура. Открылся туристско-развлекательный центр «Ямалкан» в Салехарде, начала работу туристическая база в деревне Харампур.
Ямал заинтересован в привлечении инвесторов, в развитии высокотехнологичной промышленности.
Для решения этих задач в округе созданы необходимые структуры, сформированы современная законодательная база и эффективный механизм государственного управления.
Знаковым событием прошлого года стало принятие Инвестиционной стратегии автономного округа до 2020 года.
Этот документ закрепляет приоритеты инвестиционной политики Ямала.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации в регионе внедрен Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.
К настоящему времени выполнены все 15 требований Стандарта, в том числе:
- создан Инвестиционный совет автономного округа;
- действует специализированный двуязычный интернет-портал об инвестиционной деятельности в автономном округе;
- принят единый регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».
Цель данного требования - предоставление субъектам инвестиционной деятельности полного спектра инструментов поддержки на всех этапах развития бизнеса - от оказания консультационной помощи, до поиска потенциальных инвесторов для реализации конкретных инвестпроектов.
Несколько слов о конкретных методах государственной поддержки инвестиционной деятельности в округе.
В рамках государственной поддержки инвестиционной деятельности действует механизм предоставления налоговых льгот предприятиям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты с капитализацией более 1 млрд. руб.
Общий объем инвестиций, который будет вовлечен в экономику автономного округа по итогам реализации таких проектов, к 2020 году, составит более 600 млрд. руб.
Для менее масштабных проектов реализуется целый комплекс адресной финансовой поддержки в рамках региональной программы поддержки малого и среднего бизнеса, а также ряда отраслевых программ.
Среди них, наиболее востребованными направлениями сегодня являются: предоставление грантов на начало собственного дела, поддержка лизинговых механизмов и модернизации производства, компенсация процентной ставки по привлеченным кредитам.
На Ямале активно развивается государственно-частное партнерство.
Итогом прошедшего года стало проведение первого открытого конкурса по определению частного партнера (инвестора) для создания объектов образования с использованием данного механизма.
За счёт средств частного инвестора в автономном округе к 2016 году будет построено 5 детских садов и одно общеобразовательное учреждение комбинированного типа.
В дальнейшем перечень объектов, создаваемых путём участия округа в соглашениях о ГЧП, будет расширяться.
Так, в настоящее время рассматривается вопрос об определении второй очереди детских садов, создание которых планируется с использованием механизмов ГЧП.
Планируется также, что за счёт реализации механизмов ГЧП будет осуществлена модернизация и реконструкция аэропортовых комплексов автономного округа.
Таким образом, в регионе созданы все предпосылки для его превращения в стратегический форпост Российской Федерации в Арктике».
Депутаты Тюменской областной Думы, участники парламентских слушаний, приняли активное участие в обсуждении важной темы.
Видеокомментарий заместителя председателя комитета по экономической политике и природопользованию .
Видеокомментарий заместителя председателя Тюменской областной Думы .
Видеокомментарий заместителя председателя комитета по государственному строительству и местному самоуправлению .
Управление по обеспечению информационной политики