Наверх

Тюменская областная Дума
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

18 Ноября, Понедельник

Юрий Конев: для меня Тюменская область всегда была единым регионом

19.04.2019 14:03:00

Юрий Конев: для меня Тюменская область всегда была единым регионом

Депутатская карьера Юрия Конева равна почти полувеку. Первый раз он стал депутатом в 1977 году. И до 1990 года неоднократно избирался депутатом Тобольского городского Совета и Тюменского областного Совета народных депутатов. В 1997 был избран в областную Думу второго созыва. В 1999 стал депутатом Государственной Думы России третьего, а затем четвертого созывов. В 2007 возглавил комитет Тюменской областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, в котором работает на благо жителей Тюменской области и по сей день. Поэтому наш разговор начался с вопроса об особенностях депутатской деятельности в советский и постсоветский период.

Юрий Конев: Работа с избирателями во все времена строилась на человеческих взаимоотношениях и ответственности

По словам Юрия Конева, самое трудное в депутатской деятельности – работа с избирателями. «Избиратели приходят к депутату с вопросами, которые их глубоко волнуют. Это может быть трудная жизненная ситуация или судьба предприятия, предложения по законодательному регулированию или вопросы, требующие участия исполнительной власти. И надо постараться помочь каждому. Избиратель должен чувствовать, что о нем заботятся, что с ним честны, что депутат компетентен и постарается помочь. А если удается решить вопрос прямо во время приема, сделав нужный звонок по телефону, то это всегда большая радость, как для обратившегося, так и для депутата», - пояснил он.

Крепкие нервы депутату не помеха. На приемах бывают разные ситуации. «Есть люди, у которых планида такая, – жаловаться. Они это любят и часто делают. И приходится вновь и вновь их слушать, отвечать, хотя человеку уже все объяснили, помогли, чем могли. Но главное в том, что они отнимают время у других людей, которые пришли на прием к депутату. Они ждут в очереди, им нужна реальная помощь, а мы беседуем с человеком, который пришел просто поговорить», - не скрывал законодатель.

По мнению Конева, отличие между народным избранником во времена СССР и сегодняшним только одно. «Раньше избирались по решению партии. За каждым депутатом стояла «руководящая и направляющая сила». Как человек партийный, депутат знал, что в конце концов он отвечает перед «руководящей и направляющей силой». В этом отличие», - уточнил он.

«Сегодня «Единая Россия» тоже является сильной и крупной партией, но выборная система изменилась, - подчеркнул парламентарий. - На выборах у кандидата может быть 4 - 5 соперников из других партий. В СССР этого не было, и депутату в этом плане было проще. А что касается работы с людьми, с избирателями, то никакого отличия нет. Работа с избирателями и тогда, и сейчас строится на человеческих взаимоотношениях и ответственности», - считает Юрий Конев.

Юрий Конев: Беда девяностых годов в том, что многие решили поиграть в политику

В период революционных изменений в нашей стране Юрий Конев занимал должность заместителя председателя исполкома Тюменского областного Совета, затем – заместителя губернатора Тюменской области. В этой должности он курировал вопросы социальной сферы, национальной политики, федеративного устройства, был полномочным представителем губернатора в Тюменской областной Думе. Поэтому мы поинтересовались его отношением к происходившим в стране и области переменам.

Юрий Конев начал с национальной политики. «Когда Ельцин в августе 1990 года произнес известную фразу «берите суверенитета столько, сколько хотите», вся страна пришла в движение. Особенно эта фраза понравилась руководству автономий. Национальные вопросы резко обострились. Благо, что нам в Тюменской области удалось принять соответствующий законодательный акт и снять возникшее обострение», - подчеркнул он.

«А вот проблему «единства области» снять не удалось. Некоторые руководители автономных округов решили воспользоваться предложением Ельцина и поставили вопрос о самостоятельности автономных округов от Тюменской области. Сердцем всего этого был Валерий Андреевич Чурилов», - продолжил депутат.

По мнению Конева, сказать, что проблема самостоятельности округов взялась из ниоткуда, – нельзя. Централизация финансовых ресурсов в союзном центре привела к тому, что в округах накопилось много не решенных проблем. И поэтому, постановка вопроса о финансовой самодостаточности, по мнению законодателя, была оправдана. Но дискуссия о финансовой самодостаточности быстро переросла в постановку вопроса о политической самостоятельности.

«Хорошо помню, как один из руководителей округов заявил мне: «Какое отношение имеют к нефти те, кто живет на юге области?» А я, сам северянин, уроженец города Ханты-Мансийска, ему ответил: «Вы, наверно, забыли о том, как создавался нефтегазовый комплекс. Молодежь приехала со всей страны. В снабжении Севера были задействованы союзные министерства. В Тюмени обосновались все главки. Я работал ректором Тобольского пединститута, и половина студентов в нем были из ХМАО и ЯНАО. В каждой северной школе есть выпускники Тобольского пединститута. И Вы хотите сказать, что юг области не имеет отношения к нефтяной ренте?» - привел пример Конев.

«Если бы округа оставили вопрос только в финансовой плоскости, то можно было бы принять соответствующие законы о нефти и, наверно, не было бы такого сильного столкновения», - считает законодатель.

«Ситуация обострялась тем, что с освоением недр Западной Сибири, на Севере появились люди, для которых ни Ямал, ни ХМАО, ни Тюменская область не были родиной. Они здесь не родились. И кто-то «прикипел» к Северу, а кто-то решил поиграть в политику. Появились проекты по образованию новых национальных республик: ямальской, ненецкой, уральской, хантыйской. Рисовали себе флаги и гербы. Разве это государственный подход?» - отметил с сожалением Юрий Конев.

Юрий Конев: 66-я статьи Конституции – это фундамент, на котором была выстроена финансовая и политическая стабильность Тюменской области

В июне 1993 года Юрий Конев принял участие в работе Конституционного совещания, инициированного президентом Ельциным с целью написания президентского проекта Конституции. В его работе приняли участие более 800 делегатов. В итоге был создан новый проект Конституции РФ (предыдущий был разработан Конституционной комиссией Съезда народных депутатов), который в дальнейшем был вынесен на всенародный референдум и стал действующей Конституцией Российской Федерации. Мы не могли не расспросить депутата об этих судьбоносных для страны и Тюменской области событиях.

«Когда началось формирование нового проекта Конституции, то Леонид Рокецкий мне позвонил и делегировал все полномочия от исполнительной власти. Законодательную власть области представлял Владимир Ильич Ульянов. С нами были такие юристы как Геннадий Чеботарев, который тоже принял участие в работе Конституционного совещания», - вспоминает Конев.

События развивались драматично. «Мы долго обсуждали с округами общую формулировку статьи, которая бы определяла взаимоотношения Тюменской области и автономных округов. Наконец, согласовали и подписали. Но в последний момент, перед завершающим редактированием текста Конституции, мы узнали, что нашу 66-ю статью хотят включить в переходное положение. А переходное положение – это нестабильность, сегодня статья есть, а завтра может не быть. Я позвонил Рокецкому, а Леонид Юлианович буквально прокричал в трубку: «Не знаю, что ты будешь делать, но ты должен отстоять эту статью в основном тексте». Я пошел к Сергею Шахраю, который возглавлял группу по итоговой редакции текста, переговорил, и он мне пообещал включить нашу статью в основной текст в Конституции, за что я ему и благодарен по сей день», - отметил Конев.

Эта статья Конституции стала фундаментом для интеграционных процессов в Тюменской области, залогом ее будущей финансовой и политической стабильности. «Если бы ее не было, мы бы не смогли отстоять свою точку зрения в Конституционном суде», - подчеркнул Конев.

В Конституционном суде Юрий Михайлович представлял исполнительную власть Тюменской области. Законодательная власть области была представлена председателем Тюменской областной Думы Николаем Барышниковым.

«Я там сильно горячо и эмоционально выступал, - вспоминает Конев. Говорил о финансовом положении области, о том, что нефтегазовый комплекс строился на плечах всего Союза ССР, о том, что область отдала все, что нужно для его создания, а теперь нам говорят, что область не может претендовать на средства от нефтяной ренты. Вот эти вещи я доказывал, и это повлияло на судей. И в постановлении Конституционного суда было записано главное, на чем мы и настаивали, что население округов – это часть населения области и территория округов – это часть территории области», - рассказал он.

Это был 97-й год, конец работы первого созыва Тюменской областной Думы.

Юрий Конев: я участвовал в разработке законов о флаге и гербе Тюменской области, Устава области. Поэтому эти законы для меня значат очень много.

Во время работы первого созыва, Юрий Конев был полномочным представителем губернатора в Тюменской областной Думе и принимал непосредственное участие в создании законодательной базы региона.

Давая оценку этому периоду, он сказал: «В силу возложенных на меня полномочий я знакомился с каждым документом, с каждым постановлением областной Думы, принимал участие в дискуссиях на заседаниях комитетов, присутствовал на заседаниях Думы. И сегодня представитель губернатора в областной Думе выполняет те же полномочия», - уточнил Конев.

Как представитель исполнительной власти, он непосредственно участвовал в разработке флага, герба и Устава области. «Эти законы принципиальные, и для меня они очень дороги», - отметил депутат.

По оценке Конева, самый главный вопрос первого созыва – единство области. «Будучи уроженцем Ханты-Мансийского округа и работая много лет в Тобольске и Тюмени, я не мог спокойно смотреть, как территорию и население Тюменской области пытались разделить. Для меня область всегда была единым регионом. Но бюджет Сургута в 90-е годы составлял 12 млрд рублей, а бюджет Тюменской области был сначала 6, а потом 9 млрд рублей. Это ненормальная ситуация. Поэтому я отстаивал целостность области и считал, что это справедливо. Такая моя позиция многим не нравилась в округах», - с сожалением отметил он.

Юрий Конев: 95-й федеральный закон стал важной составляющей благополучия Тюменской области

14 января 2001 года состоялись выборы губернатора Тюменской области, победу на выборах одержал Сергей Собянин. В июне 2003 по его инициативе был разработан и принят закон, получивший название «Собянина-Козака», который поставил точку в многолетнем споре Тюменской области и автономных округов по поводу распределения доходов от добычи полезных ископаемых. Юрий Конев в это время занимал пост заместителя председателя комитета Государственной Думы по делам федерации и региональной политике и принял непосредственное участие в доработке этого федерального закона. Мы попросили его рассказать, как все происходило.

«В наш комитет от правительства России поступил законопроект «О внесении изменений в Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Это был основной закон нашего комитета. Изменения вносились существенные», - начал Конев.

«Председатель нашего комитета был из Мордовии. Он меня пригласил и говорит: «Слушай, ты проблему знаешь, я уж не буду заниматься этим законом. Бери его себе и проводи в Думе». А что такое провести в Думе? Надо согласовать со всеми фракциями, с правительством России, ну и убедить представителей округов», - продолжил он.

«Да и в комитете согласовать его было не так-то просто. Раз комитет назывался «По делам Федерации и региональной политике», то больше половины его членов были представители от автономных образований. Представители от таких республик как Удмуртия, Чувашия, Мордовия смотрели, не ущемляют ли автономии и примеряли этот закон на себя», - уточнил депутат.

«Когда шло рассмотрение этого законопроекта на заседании комитета, то эмоций было очень много, и было много представителей СМИ. Надо отдать должное Дмитрию Козаку, который сразу занял жесткую позицию, и Геннадию Райкову, который помог взаимодействовать с фракциями Думы», - вспоминает Юрий Конев

По его словам, закон распределял полномочия между органами власти области и округов. Округа активно сопротивлялись его принятию, так как изменения предусматривали, что если нет договора между областью и округами, тогда выравнивание бюджетной обеспеченности на всей территории области между муниципальными образованиями идет через область. То есть область получала все средства на пространстве от Тазовской тундры до Сладковского района. 

Комитет рекомендовал законопроект к рассмотрению на пленарном заседании Государственной Думы. Благодаря договоренностям с фракциями, более 80% депутатов поддержали этот закон.

И тогда все изменилось. «Автономные округа заключили с областью договор, который мы регулярно теперь перезаключаем. Так как все понимают, что если не будет договора, то по целому ряду направлений полномочия будут принадлежать области, что и предусмотрено в законе», - подчеркнул Юрий Конев.

Депутат еще раз отметил, что роль Сергея Собянина в разрешении этой проблемы была ключевой. «Собянин инициировал этот законопроект и сумел убедить правительство России в необходимости такого решения. Без поддержки федерального правительства этот вопрос не удалось бы решить. Но все получилось. И этот закон стал важной составляющей благополучия Тюменской области», - резюмировал Юрий Михайлович Конев.

Для справки.

Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Статья 26.6. Разграничение полномочий между органами государственной власти края, области и органами государственной власти входящего в их состав автономного округа

1. Полномочия, указанные в статье 26.2 настоящего Федерального закона, осуществляются органами государственной власти автономного округа, входящего в состав края, области, самостоятельно, если иное не установлено договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

2. В краях, областях, в состав которых входят автономные округа, полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, указанные в пункте 7 статьи 26.3 и статье 26.5 настоящего Федерального закона, осуществляются органами государственной власти края, области на всей территории края, области, включая территорию автономного округа, если иное не установлено федеральным законом.

3. В краях, областях, в состав которых входят автономные округа, полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, указанные в подпунктах 3, 5, 7 - 14, 21 - 25, 27 - 31, 34, 37, 40, 41 пункта 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, осуществляются органами государственной власти края, области на всей территории края, области, включая территорию автономного округа, если иное не установлено федеральным законом об отношениях между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

Сергей Трофимов
Теги: К 25-летию Тюменской областной Думы Юрий Конев 


Возврат к списку