Наверх

Тюменская областная Дума
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

19 Февраля, Воскресенье

История

Тюменская областная Дума: от созыва к созыву

I

        Принятие новой Конституции на референдуме 12 декабря 1993 года, а также выборы в Государственную Думу заложили основу новой российской государственности. После осуществления конституционной реформы в конце 1993 года органы советской власти прекращают свою работу как на общегосударственном уровне (съезд, Верховный Совет), так и в большинстве субъектов Федерации.

       После выхода Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 года № 1723 и принятия решения Тюменским областным Советом народных депутатов ХХI созыва о досрочном прекращении своей деятельности, а затем состоявшихся 6 марта 1994 года выборов на Тюменской земле был образован новый законодательный (представительный) орган государственной власти. Им стала Тюменская областная Дума. В постановлении Тюменской областной Думы от 6 апреля 1994 года № 2 было записано: «…Считать Тюменскую областную Думу правопреемником областного Совета народных депутатов XXI созыва — прежнего представительного органа государственной власти области».

       Следует отметить, что характерной особенностью в деятельности областной Думы, начиная с первого созыва и по сей день является разносторонний анализ положения дел в области, разработка и принятие на его основе долгосрочной Стратегии деятельности Думы на весь созыв и, соответственно, поиск адекватных законодательных средств для решения выявленных проблем.

       Дума первого созыва начинала свою работу в период, когда социально-экономическое положение области было напряженным: в экономике наблюдался спад, нарастали неплатежи, бюджет в значительной своей части формировался на основе взаимозачетов. Соответственно, возможности государственной поддержки промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы были минимальными, росли задолженность по заработной плате, выплатам пенсий, детских пособий и т.д.

       На данном этапе стояла задача становления основ законодательства, выживания экономики, обеспечения минимальной социальной защиты населения. Областная Дума первого созыва столкнулась не только с трудной экономической ситуацией, но и, в определенном смысле, с правовым вакуумом, когда федеральное законодательство во многом не соответствовало нормам и принципам принятой Конституции, и, соответственно, регулирование большого блока общественных отношений выпало на долю региональных законодателей, когда на протяжении ряда лет Дума принимала областные законы по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов, опережая Федерацию. С другой стороны, собственные полномочия органов государственной власти субъектов Федерации требовали уточнения, так как в статье 73 Конституции предметы ведения субъектов Федерации были сформулированы по принципу остаточной компетенции. Сохранялась также ситуация неопределенности отношений области с входящими в ее состав Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.

       Устав Тюменской области, принятый депутатами областной Думы первого созыва спустя год после их избрания в марте 1995 года, явился достойным ответом на поставленные временем задачи, закрепил полномочия и статус законодательных и исполнительных органов государственной власти области, правовые основы собственности и бюджета, административно-территориального устройства и местного самоуправления. Устав, по сути дела, стал базой дальнейшего развития всего законодательства области. Его уникальность, на наш взгляд, заключается и в том, что он сумел определить основы отношений области и автономных округов, которые выдержали испытания временем и стали надежным ориентиром для разработки договоров и соглашений о взаимодействии трех равноправных субъектов Российской Федерации.

       Общим итогом участия областной Думы первого созыва в решении проблем, связанных с отношениями области и автономных округов, стало принятие в 1997 году Конституционным Судом Российской Федерации Постановления о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции положения о вхождении автономного округа в состав края, области, которое позволило урегулировать большинство спорных вопросов, обеспечило политическую стабильность в регионе.

       Деятельность областной Думы имела позитивные последствия и в том отношении, что органы государственной власти области и автономных округов находились в постоянном поиске путей взаимодействия, следствием которого явилось создание таких уникальных институтов, как совет трех Дум, совместные заседания парламентов трех субъектов Федерации составляющих Тюменскую область, аналогов которым нет в России и которые вместе с Советом Губернаторов по сей день являются действенным инструментом решения региональных проблем.

       В это время были приняты основополагающие законы, определившие наряду с Уставом области весь дальнейший ход развития областного законодательства, как закон об административно-территориальном устройстве Тюменской области, о налоговой системе и льготном налогообложении, о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о местном самоуправлении, а также ряд законов по основным направлениям социальной сферы: здравоохранению, культуре, молодежной политике, социальной защите населения.

      Утверждены государственные символы области — герб и флаг,

       Вместе с тем социально-экономическая ситуация первой половины 1998 года к моменту избрания депутатов областной Думы второго созыва оставалась непростой. Наблюдался спад производства товаров и услуг, продукции сельского хозяйства, инвестиций. Произошло падение цен на нефть, снизились объемы ее добычи, уменьшились отчисления в бюджет. Более четверти населения области находилось за чертой бедности. Финансовый кризис августа 1998 года еще более обострил ситуацию.

II

       Областная Дума второго созыва определила в качестве своих стратегических целей создание законодательной основы для достижения к 2001 году устойчивого экономического роста, увеличения доходной части бюджета, реальных доходов населения, обеспечения трудовых и социальных прав жителей области.

       Особое внимание депутаты уделяли проблемам не только стабилизации, но и дальнейшего развития агропромышленного производства. В это время предметом законодательного регулирования стали вопросы совершенствования лизинговых отношений, развития кооперации и интеграции, определились основные принципы государственной политики в области семеноводства, племенного животноводства, защиты растений. В 3 раза увеличилась финансовая помощь сельскохозяйственному производству, ежегодно увеличивался объем дотирования сельскохозяйственной продукции. В агропромышленном комплексе действовало 6 областных целевых программ.

       Была подготовлена законодательная база и осуществлен переход от поселенческой модели местного самоуправления к районной. Почти в 8 раз увеличилась финансовая помощь бюджетам муниципальных образований.

       В целях организации работы по выполнению наказов избирателей, данных депутатам Тюменской областной Думы, был принят уникальный закон, позволивший, предусматривать в бюджете области средства на эти цели.

       Деятельность депутатов областной Думы второго созыва характеризовалось также новым качеством взаимоотношений органов государственной власти области и автономных округов, направленных на совместные действия по защите финансовых и экономических интересов территории.

       Совместная подготовка с законодательными органами государственной власти автономных округов вопроса “Об информации руководителей нефтяных и газовых компаний, ведущих свою деятельность на территории Тюменской области, об их участии в социально-экономическом развитии региона, заключение органами государственной власти региона нового трехстороннего Соглашения, определяющего основные направления согласованной политики в социально-экономической сфере трех субъектов Российской Федерации, наконец, общие действия в вопросах распределения ресурсных платежей по уровням бюджетной системы позволили сохранить значительную часть поступлений в бюджет области, положительно повлияли на решение задач социально-экономического развития области.

       Одним из результатов плодотворного сотрудничества также можно назвать учреждение общественно-политической парламентской газеты Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов "Тюменские известия", способствующей развитию единого информационного пространства.

III

       Тюменской областной Думе третьего созыва в наследство досталась относительная стабильность и в экономике, и в социальной сфере. По абсолютному большинству показателей здесь наблюдались положительные тенденции.

       Областная Дума третьего созыва продолжила осуществлять политику социально-экономической интеграции области и автономных округов. В мае 2002 года был одобрен Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа.

       Особое внимание депутаты уделяют вопросам недропользования и природопользования, повышению эффективности расходования бюджетных средств, усилению контроля за исполнением областного бюджета.

       Приоритетом в деятельности депутатов по-прежнему остается совершенствование законодательства в социальной сфере. Уделяется особое внимание вопросам образования, здравоохранения, культуры, жилищной политики, охраны труда, предоставления адресной социальной помощи. Изыскиваются возможности повышения заработной платы работникам бюджетных организаций. Доля утверждаемых Думой расходов бюджета области на социальную политику сегодня составляет 47 процентов. Это позволяет финансировать большинство социальных областных программ, материально подкреплять исполнение социальных законов.

       Совместно с администрацией области, прокуратурой, юстицией, судебными органами, при активном участии полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе проводится большая работа по приведению областных законов в соответствие с изменившимся федеральным законодательством. На сегодня из четырёхсот шестидесяти трёх законов о внесении изменений, принятых за 10 лет, сто сорок три принято депутатами третьего созыва.

       Дума активно использует конституционное право законодательной инициативы в Государственной Думе Российской Федерации.

       В практике работы Думы закрепились такие формы, как выездные заседания Думы и ее постоянных комиссий, дни депутата, депутатские слушания, конференции и "круглые столы", работа депутатов в составе депутатской фракции. Депутаты постоянно занимаются контролем за исполнением законов области, изучают положение дел на местах, рассматривают на заседаниях постоянных комиссий и областной Думы информации администрации области и Счетной палаты Тюменской области.

       У Тюменской области есть ясная перспектива дальнейшего развития. Думе предстоит работать в условиях проводимой в стране административной реформы. Потребуется дальнейшее развитие и совершенствование бюджетного и налогового законодательства, разграничение полномочий между органами государственной власти в регионе в соответствии с новым Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации", упорядочивание управления и распоряжения государственной собственностью и земельным фондом, государственная поддержка различных форм хозяйственной деятельности.

IV

       Тюменская областная Дума четвертого созыва была избрана 4 марта 2007 года. Население Тюменской области делегировало в высший законодательный орган области 34 депутата, 17 из которых были избраны по мажоритарным округам (все – представители партии "Единая Россия"), другие 17 – по спискам партий (в том числе 13 депутатов от партии "Единая Россия", два депутата от ЛДПР и по одному - от КПРФ и партии "Справедливая Россия"). Средний возраст депутатов на момент формирования Думы составлял 50 лет. В числе депутатов Думы – 4 женщины. Ученую степень кандидата наук имеют 8 депутатов, доктора наук – 7. Продолжили депутатскую деятельность 13 депутатов областной Думы третьего созыва.

       Политический спектр предпочтений избирателей Тюменской области представляют четыре депутатских фракции партий «Единая Россия» (30 человек), ЛДПР (2 человека), КПРФ (1 человек), «Справедливая Россия» (1 человек).

      В структуре Думы пять комитетов, направления работы которых охватывают вопросы регулирования бюджета, налогов и финансов, социальной политики, государственного строительства и местного самоуправления, экономической политики и природопользования, аграрной сферы и земельных отношений, и постоянная комиссия по вопросам депутатской этики и регламентным процедурам.

      Депутаты провели 45 заседаний Думы (по состоянию на 2 сентября 2011 года), в ходе которых принято 3103 постановления Думы, в том числе: о законах Тюменской области – 686 постановлений; об обращениях в федеральные органы государственной власти – 18; о поддержке проектов федеральных законов, о замечаниях и предложениях к ним – 162; о награждении Почетной грамотой Тюменской областной Думы – 1288. Состоялось 413 заседаний комитетов и постоянной комиссии, организовано 11 дней депутата, 25 "круглых столов", 19 конференций, 17 семинаров-совещаний.

      Дума внесла в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 26 проектов федеральных законов.

     Дума приняла 412 законов Тюменской области, из них 73 базовых. В том числе по вопросам:

     - бюджета, налогов и финансов – 121 закон, из них 31 базовый;

     - государственного строительства и местного самоуправления – 161 закон, из них 31 базовый;

- социальной политики – 61 закон, из них 5 базовых;

      - экономической политики и природопользования – 50 законов, из них 6 базовых;

     - по аграрным вопросам и земельным отношениям – 19 законов.

     Изменения, которые вносила Дума в законы области, в первую очередь связаны с изменениями федерального законодательства. В настоящее время в областном законодательстве нет законов, нормы которых не соответствуют нормам федерального законодательства.

       Из общего числа законов Тюменской области, принятых Думой за апрель 2007 - сентябрь 2011 годов в окончательном чтении, Губернатором Тюменской области было внесено 313 законопроектов, или 76,5 %, постоянными комиссиями, депутатами, членами депутатских фракций областной Думы – 87, или 20,8 %, другими субъектами права законодательной инициативы в областной Думе были внесены 12 законопроектов, или 2,7 %.

      Одна из главных задач Стратегии Думы состояла в усилении контроля за реализацией законов Тюменской области, программ социально-экономического развития области и областных целевых программ. Всего в четвертом созыве Думой рассмотрено 90 информаций о реализации законов области, 48 информаций о реализации областных целевых программ, 22 информации о реализации постановлений областной Думы.

V

       Тюменская областная Дума пятого созыва, выборы в которую прошли 4 декабря 2011 года, состоит из 48 депутатов, 24 из которых избраны в одномандатных избирательных округах, охватывающих всю территорию области, 24 – по партийным спискам. Формирование регионального законодательного собрания уже во второй раз проходило по смешанной системе. Наиболее крупной в Тюменской областной Думе является фракция партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», которая объединяет 38 депутатов. Фракцию «ЛДПР» в областной Думе представляют 5 депутатов, фракцию «КПРФ» - 3 депутата. Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» представлена в областной Думе 2 депутатами. Приятно отметить, что в областную Думу пятого созыва избраны 5 женщин.

       Приоритеты деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва на предстоящий период следующие: законодательное обеспечение конституционных прав и свобод жителей области, развитие социально-экономических и политических интеграционных процессов в Тюменской области, устойчивый экономический рост, повышение уровня и качества жизни населения, развитие институтов гражданского общества, местного самоуправления.

Светлана Павлова, консультант управления по обеспечению информационной политики