Наверх

Тюменская областная Дума
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

24 апреля, Среда

Земля – очень дорогой ресурс. Как мы его используем?

Земля – очень дорогой ресурс. Как мы его используем? 24.06.2014

Депутаты Тюменской областной Думы Виктор Рейн, Юрий Конев, Владимир Чертищев, Владимир Ульянов, Николай Барышников, депутаты представительных органов муниципальных образований Тюменской и Свердловской областей приняли участие в зональном семинаре-совещании по актуальным вопросам в сфере земельных отношений, организованном Тюменской областной Думой в районном центре Голышманово.

По пути в Голышманово состоялось профессиональное общение депутатов разных ветвей власти. Работу тюменского агропрома представил Владимир Чейметов, заместитель губернатора Тюменской области. Он ответил на многочисленные вопросы свердловских законодателей.

Видеокомментарий заместителя председателя комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Владимира Ульянова.

Депутаты активно обменивались полезной информацией. Откровением стало то, что в Свердловской области принят и успешно реализуется региональный закон «О продовольственной безопасности».

Видеокомментарий заместителя председателя комитета Законодательного Собрания Свердловской области по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды Елены Тресковой.

Открыл зональный семинар-совещание заместитель председателя Тюменской областной Думы Виктор Рейн, который напомнил о том, как осуществлялась передача земли в собственность в нашей стране - по варианту раздела земли между членами сельскохозяйственных предприятий на условные земельные доли. В итоге этих преобразований 11.9 млн. российских крестьян получили право на земельную долю.

Российская модель земельных преобразований на селе изначально исходила из принципа социальной справедливости, а не экономической эффективности. Так, значительную часть земельных долей получили пенсионеры и работники социальной сферы. Основная часть крестьян передала свои земельные доли в аренду.

По истечении почти полутора десятков лет проведения земельной реформы в России, так и не сформировался цивилизованный рынок земли.

Актуальные вопросы в сфере земельных отношений волнуют практически все муниципальные образования. О том, с чем сталкиваются на местах, рассказал первый заместитель главы Омутинского муниципального района Александр Робканов.

Видеокомментарий первого заместителя главы Омутинского муниципального района Александра Робканова.

С докладом выступил глава администрации Голышмановского муниципального района Александр Желтоухов. Александр Васильевич самым важным вопросом в сфере земельных отношений считает формирование цивилизованного рынка земли. Он привёл единственный пока пример, когда при выявлении факта ненадлежащего использования земельного участка, был включен механизм изъятия его в муниципальную собственность.

Доклад главы администрации Голышмановского муниципального района Александра Желтоухова.

Депутаты, участники зонального семинара-совещания, обсуждали, какие законы работают на территории, председатель комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям областной Думы Юрий Конев подробно рассказал о действующей законодательной базе. С 2007 года было принято 25 законов Тюменской области, в том числе, 4 закона – в этом году.

Назовём главный: Закон Тюменской области от 24.03.2014 N 17 «О внесении изменения в статью 6 Закона Тюменской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования».

Законопроект разработан с целью приведения Закона Тюменской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планирования их использования» в соответствие с Федеральным законом.

В Тюменской области, согласно части третьей статьи 6 указанного областного закона, минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду, в зависимости от разрешенного использования, составляет:

для сенокошения - 5 месяцев;

для использования под пастбище - 6 месяцев;

для выращивания однолетних сельскохозяйственных культур - 11 месяцев;

для выращивания многолетних сельскохозяйственных культур - 3 года;

для иного использования в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации - 6 месяцев.

В соответствии с действующим законодательством договоры аренды, заключенные на срок менее одного года, не подлежат обязательной государственной регистрации.

По мнению Правительства Российской Федерации, поскольку надзор за соблюдением требований земельного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется раз в три года, то выявление и пресечение правонарушений, связанных, в том числе, с самовольным снятием, перемещением или уничтожением плодородного слоя почвы, порчей земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, а также захламлением и загрязнением отходами производства и потребления земельных участков, переданных в аренду на срок менее одного года, практически невозможно.

По мнению Правительства Российской Федерации, установление трехлетнего минимального срока договора аренды для сельскохозяйственных угодий, используемых для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, может стать барьером для нецелевого использования таких сельскохозяйственных угодий, поскольку в силу природно-климатических факторов осуществление указанных видов деятельности возможно только в короткий временной период (как правило, от трех до шести месяцев).

В этой связи федеральный законодатель установил, что с 14.12.2013 минимальный срок договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, не может составлять менее трех лет, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 101-ФЗ.

Таким исключением является другая новелла Федерального закона № 101-ФЗ, согласно которой для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных договор аренды заключается на срок до трех лет.

Спрогнозировать социальные последствия законопроекта не представляется возможным из-за отсутствия статистических данных, так как до сих пор договоры аренды сельскохозяйственных угодий для сенокошения и выпаса скота, заключенные на срок до одного года не регистрировались.

Представляется, что законопроект усложнит оформление прав добросовестным сельхозтоваропроизводителям на арендуемые угодья, т.к. они будут вынуждены осуществлять государственную регистрацию таких договоров, однако упростит задачу уполномоченным органам (Россельхознадзор, органы местного самоуправления) по выявлению нарушителей земельного законодательства.

Видеокомментарий заместителя председателя комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Владимира Чертищева.

Без преувеличения революционное значение имеет другой Закон Тюменской области от 24.04.2014 N 32 "О внесении изменений в статью 2 Закона Тюменской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования".

Дело в том, что Федеральным Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В соответствии с указанной нормой Федерального Закона в Тюменской области минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения установлен в размере 60 га.

При этом, как федеральным, так и областным законами установлены случаи, при которых требования к минимальному размеру образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не применяются.

В частности, указанные требования не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее, чем минимальные размеры земельных участков, установленные настоящим пунктом.

Однако, в результате мониторинга правоприменения областного закона было выявлено, что участники общей долевой собственности при попытке поставить на кадастровый учет земельный участок, выделяемый в счет земельных долей, сталкиваются с отказом уполномоченных органов, если площадь выделяемого участка менее 60 га. Данная практика правоприменения закона вынуждала заявителей отстаивать свои права в суде.

Однако судебная практика в судах общей юрисдикции и арбитражных судах складывалась неодинаково.

Законом, который после всестороннего изучения вопроса внесли депутаты нашего комитета, часть 1 ст. 2 Закона Тюменской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения…» была дополнена новым абзацем вторым следующего содержания:

«Минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, выделяемого из участка, находящегося в общей долевой собственности, устанавливается равным размеру земельной доли, в счет которой выделяется данный земельный участок».

С учетом, того, что в Тюменской области нормы предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены Законом Тюменской области «О предельных нормативах предоставления земельных участков», то норма о 60 га будет применяться только для случаев выдела земельных участков сельскохозяйственного назначения из земель, находящихся в собственности физических или юридических лиц.

В принятой редакции Закон позволяет любому правообладателю земельной доли беспрепятственно выделить в натуре земельный участок сельскохозяйственного назначения независимо от размера такой доли.

Уже поступила информация, что новая редакция нашего закона «заработала».

Например, фермер из Омутинского района несколько лет не могла оформить права собственности на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, и который используется ею для овощеводства в теплицах.

А оформление прав на землю является условием для получения субсидий сельхозтоваропроизводителям из областного бюджета.

Кадастровая палата отказывала ей в постановке на кадастровый учет земельного участка на том основании, что он менее 60 га.

Буквально на этой неделе стало известно, что благодаря принятым изменениям в Закон, Кадастровая палата наконец-то поставила этот участок на государственный кадастровый учет.

По мнению Юрия Конева ещё далеко не все заинтересованные лица знают о том, что по новому закону земельные участки в счет земельных долей можно выделять в том размере, который указан в правоустанавливающих документах на земельные доли.

Видеокомментарий председателя комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Юрия Конева.

Подвёл итоги зонального семинара-совещания заместитель председателя Тюменской областной Думы Виктор Рейн,

Видеокомментарий заместителя председателя Тюменской областной Думы Виктора Рейна.

Управление по обеспечению информационной политики


Видеокомментарии:

rrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrr
Загрузка плеера

Возврат к списку