Любая работа, тем более такая масштабная, как создание условий доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями здоровья должна начинаться с четкой и ясной постановки задач, с обучения и подготовки кадров, с организации исполнения принятых решений и последующего контроля. На память приходят слова великого А.В. Суворова: «Каждый солдат должен знать свой маневр». В них не только залог будущей победы, но и неподдельное уважение к тем без кого она не может быть достигнута.
В России насчитывается 13,5 миллионов инвалидов. Еще 42 миллиона человек нуждаются в тех или иных условиях доступности (пожилые, люди с временным ограничением здоровья, дети, родители с детскими колясками и так далее). Общее количество тех, кто испытывает трудности с передвижением и получением важнейших социальных услуг, по оценкам специалистов, составляет в РФ 55 миллионов человек. Социальная база этой насущной общественной потребности огромна.
В Тюменской области мы видим, как на глазах преображаются улицы, площади, парки, набережные, транспортная система городов. Все это находит положительную оценку у жителей. Однако при анализе ситуации становится совершенно очевидно, что количественное наращивание инвестиций в городскую инфраструктуру рано или поздно сталкивается с проблемой их качества. Одним из аспектов этого качества является формирование безбарьерной среды для инвалидов.
С большим сожалением констатирую, что создание новой городской среды содержит большой потенциал для адаптации для маломобильных групп населения. Если при строительстве новых объектов создание доступной среды не требует средств, то переделка будет проходить уже на дополнительные ассигнования. Их источник и целевое назначение вызовет много вопросов.
Отвечают ли фактические усилия общества необходимым условиям создания доступной среды? Начнем с самого простого. Что знают те, кто должен на деле претворять эти условия в жизнь? Как выясняется из непосредственного общения с исполнителями, у них есть информация примерно на таком уровне: «Кто-то где-то, что-то слышал»... Вот и получается: объект построили, сдали, а те, кто его принял, пусть доделывают, отписываются, отругиваются....
Говорю не голословно, у меня уже вошло в привычку с утра объезжать стройки Тюмени, смотреть, насколько возводимые объекты будут приспособлены для людей с ограниченными возможностями. Разговаривать с мастерами, прорабами, рабочими, начальниками участков, иногда с проектировщиками, руководителями. Посещаю стройки не столько с инспекционными целями, сколько из желания понять, что происходит, почему так много отклонений от действующих норм и правил, в чем их причины. Кроются ли они в системных недоработках, или это следствие повторяющихся ошибок, недостаточного внимания, недостатка компетенции?
Порой создается впечатление, что 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - сам по себе, а те, кто должен его претворять в жизнь - сами по себе. Представление об условиях доступности у них весьма общее. А когда начинаешь говорить о том, как объекты приспособлены для слепых и слабовидящих (о тактильных указателях, контрастных световых покрытиях, иных подобных элементах, что, кстати, само по себе обходится весьма не дорого), то вообще видишь удивление - люди не знают, о чем речь. Немногим лучше положение у заказчиков, в проектном сообществе, застройщиков. Там, правды ради, следует сказать что, кроме простой неосведомленности, есть причины столь вольного обращения с законом и другого плана: финансовые, частнособственнические, основанные на недостаточной ответственности.
Руководители управляющих компании, ТСЖ, ведомственного жилья, иных жилищных организаций, получившие в наследство объект с недоделками, пытаются спрятаться за соответствующие статьи «Жилищного кодекса» или говорят откровенно: моя хата с краю. А как же те, о ком шла речь вначале разговора, кто остро нуждается в условиях доступности? О них забывают. Такое положение распространенно, но его нужно срочно менять.
Разбираясь в причинах создавшегося положения, отмечу лишь некоторые недостатки: низкое качество проектирования с учетом условий доступности; низкое качество работ по созданию безбарьерной среды; недостаток квалификации проектировщиков и строителей в этой области. А есть еще и очевидные нестыковки и недоработки в федеральном законодательстве. Добавлю, что целевая подготовка и переподготовка различных специалистов малоэффективна и больше направлена на своих сотрудников, чем на людей, непосредственно создающих условия для жизни инвалидов и маломобильных групп населения.
Очевидно, сказывается отсутствие единого постоянно действующего органа, который определяет и координирует всю работу по формированию безбарьерной среды. В итоге каждый департамент сам ставит задачи, сам принимает работу, сам отчитывается. А это, на мой взгляд, неправильно. Пути решения вопроса есть! Один из наиболее рекомендуемых специалистами: создание регионального учебно-методического центра по вопросам формирования доступной среды, организованного исполнительной властью с участием ВОИ, ВОС, ВОГ.
Хорошего эффекта можно достичь, организуя обучение и координацию всей работы на базе или под эгидой муниципальных образований. В этом случае очень быстро будут сведены воедино: мотивация, необходимая компетенция, кадровое обеспечение, организован качественный, целостный процесс. Не исключены и другие варианты. Ясно одно: сложившаяся в настоящее время практика к нашим общим целям не ведет.
Я не останавливаюсь на аспектах методической части обучения, не говорю о многих иных его целях и задачах. Не говорю о системе подготовки специалистов, стандартах качества доступности объектов и услуг, экспертных советах. Важно главное: знать, что делать и как делать!
Создание безбарьерной среды - межотраслевой инфраструктурный проект в каждом городе. В нем задействованы в той или иной степени практически все отрасли и местные органы управления. Хотя все очевидней становится, что создание условий доступности физического окружения больше относится к компетенции строительства, архитектуры, ЖКХ и д.р.
Полагаю, что начальный период создания доступной среды затянулся, слишком затянулся. Должны меняться требования к результатам этой работы. В целях совершенствования ее организации представляется полезным провести рабочее совещание (Круглый стол) с приглашением специалистов, руководителей предприятий из отраслей, задействованных в решении вопроса, проектировщиков, представителей главного управления строительства, общественных организаций ВОИ и ВОС, ВОГ. Результат этой встречи будет, несомненно, полезным.
, депутат Тюменской областной Думы