В заседании комитета приняли участие депутаты областной Думы В.А. Столяров, В.А. Рейн, П.В. Белявский, В.Н. Буртный, Т.Н. Казанцева, В.Д. Зимнев, С.С. Козлов, Е.М. Макаренко, Г.А. Трубин, Н.А. Токарчук, В.И. Шарпатов, Г.С. Шустова, представители Правительства и Прокуратуры Тюменской области, общественности и СМИ. На заседании также присутствовали председатель областной Думы С.Е. Корепанов и депутат В.И. Ульянов.
Повестка заседания комитета
О некоторых вопросах повестки дня состоявшегося заседания комитета
Первым, в повестки дня заседания, стоял вопрос о проекте закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Докладывал по этому вопросу первый заместитель директора Департамента финансов Тюменской области Михаил Таранов.
Выступление первого заместителя директора Департамента финансов Тюменской области Михаила Таранова.
С вопросами к докладчику обратились депутаты Тамара Казанцева, Сергей Корепанов и Павел Белявский.
Вопрос Тамары Казанцевой. Ответ Михаила Таранова.
Вопрос Сергея Корепанова. Ответ Михаила Таранова.
Вопрос Павла Белявского. Ответ Михаила Таранова.
Вопрос Тамары Казанцевой. Ответ Михаила Таранова.
Заключение управления по экономике и финансам областной Думы на проект закона Тюменской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Рассмотрев проект Закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" внесенный в областную Думу Губернатором Тюменской области В.В. Якушевым, комитет решил рекомендовать депутатам областной Думы принять данный законопроект в первом чтении.
Видеокомментарий председателя комитета областной Думы по социальной политике Владимира Столярова.
Согласно заключению управления областной Думы по экономике и финансам основными целями региональной бюджетной политики на 2015 год и плановый период остаются:
- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
- формирование и исполнение областного бюджета в программном формате, повышение эффективности бюджетных расходов;
- обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса для граждан;
- реализация оптимальных форм поддержки реального сектора экономики.
Доходы проекта областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Тюменской области на 2015 год и на период до 2017 года.
Основные характеристики областного бюджета на 2015 – 2017 годы
Доходы областного бюджета на 2015 – 2017
Общий объем доходов областного бюджета на 2015 год запланирован в объеме 111 103 074 тыс. рублей, что ниже по сравнению с утвержденными показателями на 2014 год на 12 674 254 тыс. рублей или на 10,2 %. По сравнению с объемом доходов областного бюджета на 2015 год, утвержденным Законом Тюменской области от 01.11.2013 № 87 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», плановый объем доходов областного бюджета на 2015 год ниже на 12 159 981 тыс. рублей или на 9,9 %. Снижение общего объема доходов проекта областного бюджета на 2015 год связано в основном со снижением плановых объемов поступлений по налогу на прибыль. Плановый объем поступлений по налогу на прибыль по сравнению с утвержденными показателями на 2015 год ниже на 11 469 808 тыс. рублей или на 13,7 %, а по сравнению с 2014 годом – ниже на 11 786 073 тыс. рублей или на 14,0 %.
Доходы областного бюджета на 2016 год планируются в объеме 121 977 276 тыс. рублей, что ниже по сравнению с объемом доходов областного бюджета на 2016 год, утвержденным Законом Тюменской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», на 6 927 798 тыс. рублей или на 5,4 %. По сравнению с плановыми назначениями 2014 года объем доходов областного бюджета на 2016 год планируется ниже на 1 800 052 тыс. рублей или на 1,5 %, по сравнению с плановыми назначениями 2015 года – выше на 10 874 202 тыс. рублей или на 9,8 %.
В 2017 году плановый объем доходов областного бюджета составит 126 039 688 тыс. рублей. Это выше по сравнению с 2015 годом на 14 936 614 тыс. рублей или на 13,4 %, а по сравнению с 2016 годом – на 4 062 412 тыс. рублей или на 3,3 %. По сравнению с 2014 годом объем доходов проекта областного бюджета на 2017 год выше на 2 262 360 тыс. рублей или на 1,8 %.
Структура доходов областного бюджета на 2015 – 2017 годы
Структура доходов областного бюджета в 2015 – 2017 годах по сравнению с 2014 годом существенных изменений не претерпит. Доля налоговых и неналоговых доходов областного бюджета составит несколько выше 95 %, доля безвозмездных поступлений – около 5,0 %. В структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета наблюдается некоторое увеличение доли налоговых доходов: с 97,4 % в 2014 году до 98,7 % в 2017 году. Общий объем налоговых доходов областного бюджета планируется на 2015 год в сумме 104 041 614 тыс. рублей, что ниже по сравнению с 2014 годом на 10 514 873 тыс. рублей или на 9,2 %. К 2017 году объем налоговых доходов областного бюджета увеличится по сравнению с 2015 годом на 14 564 182 тыс. рублей или на 14,0 % и составит 118 605 796 тыс. рублей.
Расходы областного бюджета на 2015 – 2017
Анализ показателей расходной части областного бюджета на 2015 – 2017 годы показал, что расходы областного бюджета планируются на 2015 год в объеме 118 206 497 тыс. рублей, что ниже по сравнению с 2014 годом на 20 168 141 тыс. рублей или на 14,6 %, а по сравнению с объемом расходов областного бюджета на 2015 год, утвержденным Законом Тюменской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», - ниже на 8 220 755 тыс. рублей или на 6,5 %.
На 2016 год расходы областного бюджета планируются в объеме 126 545 424 тыс. рублей, что ниже по сравнению с объемом расходов областного бюджета на 2016 год, утвержденным Законом Тюменской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», на 2 578 918 тыс. рублей или на 2,0 %. По сравнению с 2014 годом расходы областного бюджета на 2016 год ниже на 11 829 214 тыс. рублей или на 8,5 %.
К 2017 году объем расходов областного бюджета увеличится по сравнению с 2015 годом на 13 334 069 тыс. рублей или на 11,3 % и составит 131 540 566 тыс. рублей. По сравнению с 2014 годом расходы областного бюджета на 2017 год ниже на 6 834 072 тыс. рублей или на 4,9 %.
Динамика расходов областного бюджета по разделам классификации расходов бюджетов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
В целом структура расходов областного бюджета в 2015 - 2017 годах не претерпела существенных изменений. По-прежнему наибольший удельный вес в расходах областного бюджета занимают расходы на социальную сферу, а также расходы на национальную экономику, включающие, в том числе, расходы на развитие инфраструктуры, поддержку экономического роста и диверсификации структуры региональной экономики. Вместе с тем следует отметить некоторое снижение доли расходов областного бюджета на финансирование национальной экономики с 27,9 % в 2014 году до 22,8 % в 2017 году.
Почти половина общего объема расходов областного бюджета будет направляться на цели социальной политики
Наибольший объем расходов областного бюджета (почти половина общего объема расходов) будет направляться на цели социальной политики. Доля расходов областного бюджета на финансирование образование увеличится с 17,5 % в 2014 году до 19,2 % в 2017 году, на финансирование здравоохранения - с 10,8 % в 2014 году до 14,7 % в 2017 году, на финансирование социальной политики – с 11,4 % в 2014 году до 12,8 % в 2017 году.
Доля расходов, направленных на социальную защиту граждан и оказание социально-значимых услуг (то есть, социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт), составляет в 2015 году 48,8 % от общих расходов областного бюджета, а в 2014 году – 43,2 %. В 2016 году доля расходов на финансирование социальной сферы составит 47,3 %, в 2017 году – 49,5 %.
В целом расходы областного бюджета на финансирование социальной сферы составят в 2015 году 57 633 667 тыс. рублей, что ниже по сравнению с 2014 годом на 2 211 568 тыс. рублей или на 3,7 %. К 2017 году данные расходы увеличатся до 65 095 860 тыс. рублей, что составит 112,9 % к уровню 2015 года и 108,8 % к уровню 2014 года. Расходы на социальную сферу остаются приоритетным направлением бюджетных расходов, что подтверждает ежегодный рост их удельного веса в общем объеме расходов.
В проекте областного бюджета предусмотрены средства на реализацию мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья на 2015 год в сумме 2 917 973 тыс. рублей, на 2016 год – 920 032 тыс. рублей, на 2017 год – 278 276 тыс. рублей (в 2014 году на данные цели предусмотрено 3 638 351 тыс. рублей).
На финансирование мероприятий, реализуемых в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», в проекте областного бюджета на 2015 – 2017 годы предусмотрены средства на:
- предоставление социальных выплат гражданам на строительство или приобретение жилья – по 401 324 тыс. ежегодно, в том числе работникам организаций бюджетной сферы – по 300 000 тыс. рублей ежегодно или на уровне 2014 года;
- предоставление займов гражданам на строительство или приобретение жилья – 828 867 тыс. рублей в 2015 году, 858 215 тыс. рублей в 2016 году, 851 821 тыс. рублей в 2017 году, в том числе работникам организаций бюджетной сферы – по 578 095 тыс. рублей ежегодно;
- обеспечение жильем отдельных категорий граждан (ветеранов, инвалидов) - 166 262 тыс. рублей в 2015 году, 50 830 тыс. рублей в 2016 году, 50 872 тыс. рублей в 2017 году;
- предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» - 517 547 тыс. рублей в 2015 году и по 519 525 тыс. рублей в 2016 и 2017 годах ежегодно (в 2014 году на данные цели предусмотрено 233 971 тыс. рублей).
На обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены бюджетные ассигнования на 2015 год в сумме 424 468 тыс. рублей, на 2016 год – 631 621 тыс. рублей, на 2017 год – 629 977 тыс. рублей (в 2014 году на данные цели предусмотрено 593 240 тыс. рублей).
В проекте областного бюджета на 2015 – 2017 годы учтены средства на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» в части установления нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей. На данные цели в областном бюджете предусмотрено по 54 833 тыс. рублей ежегодно.
Расходы на реализацию мероприятий государственной программы «Основные направления развития отрасли «Социальная политика» планируются на 2015 год в объеме 9 096 846 тыс. рублей, что ниже по сравнению с 2014 годом на 638 240 тыс. рублей или на 6,6 %. К 2017 году расходы на финансирование данной программы увеличатся до 10 692 718 тыс. рублей, что составит 117,5 % к уровню 2015 года и 109,8 % к уровню 2014 года.
Расходы областного бюджета по разделу «Социальная политика» планируются на 2015 год в объеме 15 356 357 тыс. рублей, что ниже по сравнению с 2014 годом на 360 623 тыс. рублей или на 2,3 %. К 2017 году данные расходы увеличатся до 16 841 375 тыс. рублей и составят 109,7 % к уровню 2015 года и 107,2 % к уровню 2014 года.
Расходы областного бюджета по разделу «Образование» в 2015 году ниже по сравнению с 2014 годом на 1 994 901 тыс. рублей или на 8,3 % и составят 22 165 262 тыс. рублей. К 2017 году расходы областного бюджета на образование увеличатся и составят 25 240 353 тыс. рублей, что выше по сравнению с 2015 годом на 3 075 091 тыс. рублей или на 13,9 %. По сравнению с 2014 годом расходы на образование в 2017 году выше на 1 080 190 тыс. рублей или на 4,5 %.
Расходы на реализацию мероприятий государственной программы «Основные направления развития образования и науки» планируются на 2015 год в объеме 19 068 908 тыс. рублей, что ниже по сравнению с 2014 годом на 799 947 тыс. рублей или на 4,0 %. К 2017 году расходы на финансирование данной программы составят 22 893 644 тыс. рублей или 120,1 % к уровню 2015 года и 115,2 % к уровню 2014 года.
Расходы областного бюджета на реализацию мероприятий государственной программы «Основные направления развития здравоохранения» планируются на 2015 год в объеме 12 533 173 тыс. рублей, что ниже по сравнению с 2014 годом на 1 202 201 тыс. рублей или на 8,8 %. К 2017 году расходы на финансирование данной программы составят 17 351 662 тыс. рублей или 138,4 % к уровню 2015 года и 126,2 % к уровню 2014 года.
Расходы областного бюджета по разделу «Здравоохранение» запланированы на 2015 год в объеме 15 676 045 тыс. рублей, что выше по сравнению с 2014 годом на 662 665 тыс. рублей или на 4,4 %. К 2017 году расходы по данному разделу увеличатся на 3 642 588 тыс. рублей или на 23,2 % и составят 19 318 633 тыс. рублей. По сравнению с 2014 годом расходы на здравоохранение в 2017 году выше на 4 305 253 тыс. рублей или на 28,7 %.
Объем расходов областного бюджета по разделу «Культура, кинематография» составляет в 2015 году 2 703 189 тыс. рублей, что выше по сравнению с 2014 годом на 95 412 тыс. рублей или на 3,7 %. В 2017 году расходы по данному разделу составят 2 028 390 тыс. рублей или 75,0 % к уровню 2015 года и 77,8 % к уровню 2014 года.
На финансирование государственной программы «Основные направления развития культуры» планируется направить в 2015 году 2 263 165 тыс. рублей, что ниже по сравнению с 2014 годом на 5 773 тыс. рублей или на 0,3 %. К 2017 году расходы на финансирование данной программы уменьшатся до 1 998 460 тыс. рублей и составят 88,3 % к уровню 2015 года и 88,1 % к уровню 2015 года.
Расходы на реализацию мероприятий государственной программы «Сохранение и использование объектов культурного наследия» планируются на 2015 год в объеме 243 456 тыс. рублей, что ниже по сравнению с 2014 годом на 119 919 тыс. рублей или на 33,0 %. В 2017 году расходы на финансирование данной программы составят 88 590 тыс. рублей или 36,4 % к уровню 2015 года и 24,4 % к уровню 2014 года.
Расходы на финансирование государственной программы «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики» запланированы на 2015 год в объеме 1 744 526 тыс. рублей, что ниже по сравнению с 2014 годом на 789 880 тыс. рублей или на 31,2 %. В 2017 году расходы на финансирование данной программы составят 1 983 990 тыс. рублей или 113,7 % к уровню 2015 года и 78,3 % к уровню 2014 года.
Расходы областного бюджета по разделу «Физическая культура и спорт» планируются на 2015 год в объеме 1 732 814 тыс. рублей, что ниже по сравнению с 2014 годом на 614 121 тыс. рублей или на 26,2 %. В 2017 году расходы по разделу «Физическая культура и спорт» составят 1 667 109 тыс. рублей или 96,2 % к уровню 2015 года и 71,0 % к уровню 2014 года.
На финансирование государственной программы «Основные направления развития в области содействия занятости населения, трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений» планируется направить в 2014 году 609 825 тыс. рублей, что ниже по сравнению с 2014 годом на 12 096 тыс. рублей или на 1,9 %. В 2017 году расходы на финансирование данной программы составят 608 865 тыс. рублей или 99,8 % к уровню 2015 года и 97,9 % к уровню 2014 года.
В окончательном чтении депутатами комитета были рекомендованы к принятию следующие проекты законов Тюменской области:
№ 1130-05 «О внесении изменений в статью 9.1 Закона Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области»;
№ 1131-05 «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг»;
№ 1112-05 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О молодежной политике в Тюменской области»;
№1115-05 «О внесении изменения в Закон Тюменской области «О дополнительных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Тюменской области»;
№ 1114-05 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О контроле за распространением и демонстрацией эротической продукции в Тюменской области»;
№ 1116-05 «О внесении изменения в статью 21 Закона Тюменской области «О профилактике наркомании и токсикомании в Тюменской области».
В рамках реализации полномочий областной Думы по контрольной деятельности депутаты комитета рассмотрели следующие вопросы:
О реализации Закона Тюменской области «О физической культуре и спорте в Тюменской области»
Информация Правительства области
В прениях по вопросу приняли участие Евгений Макаренко, Тамара Казанцева, Виктор Буртный, Виктор Рейн и директор Департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области Дмитрий Грамотин.
Проект решения комитета
Видеокомментарий депутата областной Думы Евгения Макаренко.
Об информации Правительства Тюменской области о реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Тюменской области (за период 2013 – 9 месяцев 2014 года)
Информация Правительства области
Проект решения комитета
О выполнении постановления Тюменской областной Думы от 20.12.2012 № 771 «Об информации Правительства Тюменской области о реализации региональной программы «Патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи к военной службе в Тюменской области»
Информация Правительства области
Проект решения комитета
О выполнении постановления Тюменской областной Думы от 19.12.2013 № 1645 «О дошкольном образовании в Тюменской области: состояние, проблемы, перспективы развития.
Информация Правительства области
Проект решения комитета
Видеокомментарий Виктора Буртного о современном состоянии и проблемах дошкольного образования в Тюменской области.
Видеокомментарий Виктора Буртного о перспективах развития дошкольного образования в Тюменской области.
О рекомендациях «круглого стола» по теме: «Тенденции современной семейной политики и духовно-нравственного развития общества»
Проект рекомендаций
Проект решения комитета
Аппарат комитета по социальной политике, управление по обеспечению информационной политики