Наверх

Тюменская областная Дума
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

2 октября, Понедельник

«Переживайте, уважаемый Владимир Владимирович!.. Граждане-товарищи, все переживайте, не переставайте переживать!»

08.04.2014 09:59:00

«Переживайте, уважаемый Владимир Владимирович!.. Граждане-товарищи, все переживайте, не переставайте переживать!»

В начале апреля в Ханты-Мансийске прошло расширенное совещание, посвященное реализации Стратегии социально-экономического развития Югры до 2020 года и на период до 2030 года. Встреча в столице округа была приурочена к 20-летию окружной Думы. В обсуждении приняли участие губернаторы и парламентарии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, главы муниципальных образований Югры, представители общественности и профессионального сообщества.

На повестке совещания было представлено четыре доклада, по двум из них у представителей фракции ЛДПР возникли вопросы.

По первому и главному вопросу о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года выступил первый заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Александр Ким.

Вице-спикер Тюменской областной Думы, руководитель фракции ЛДПР Владимир Сысоев попросил докладчика прокомментировать следующие моменты:

- Мы с Вами сегодня заслушали один из важнейших докладов, заслушали первого заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и у меня есть два вопроса к Александру Михайловичу Киму. Который, как я понимаю, в Правительстве Югры отвечает за экономический блок вопросов. Александр Михайлович, как Вы уже подчеркнули в своем докладе, основной целью Стратегии развития региона является улучшение качества жизни населения, а существенное влияние на это оказывает региональный и муниципальный бюджеты. Я достаточно внимательно изучил Стратегию, тот документ, который предоставлен на общественное обсуждение, и вот сегодня я не увидел информации, ни в текстовом варианте документа, который можем посмотреть в свободном доступе, ни в Вашем докладе, посвященном бюджетам и межбюджетным отношениям. У меня вопрос – это ошибка или сознательное уклонение? И второй вопрос – представленная сегодня Вами Стратегия не предусматривает, по крайней мере, на мой взгляд, системы полных взаимоувязанных мер по компенсации выпадающих доходов в бюджеты в связи с ежегодным существенным снижением объемов добычи нефти в Югре. Из цифр, представленных Вами, то к чему придем к 2030 году, мы сегодня увидели. Но вопрос наполняемости бюджетов крайне важен для жителей, проживающих на территории всей Тюменской области. И в том числе, для муниципалитетов, где многие из нас сегодня работают. Может, что-то надо менять? Прокомментируйте.

- Спасибо, Владимир Владимирович. Вы на протяжении ряда лет стабильно задаете вопросы, кому Вы задаете вопрос и характер из года в год, на самом деле, повторяется, - подметил председатель Думы Югры Борис Хохряков. - Не знаю, конечно, можно вообще не вступать в дискуссию по этому вопросу. Но, если хотите, Александр Михайлович, то, пожалуйста.

- Что касается падения добычи нефти, мы сегодня посмотрели, это абсолютно живой организм, который на протяжении уже практически 50 лет в автономном округе имел свои максимумы - 385 миллионов тонн, это середина 80-х годов. Потом минимумы 170, и даже ниже, миллионов тонн, потом 280 – это конец лихих 90-х и дефолт РФ, и нефтянке очень сложно было выбираться при тех ценах бросовых на нефть. Мы сегодня находимся, вот не надо, как бы здесь, мне хотелось бы понимания в чем, есть физика, есть математика, есть реальная теория пласта, и из этого делать политику не надо. То, что сегодня идет естественное снижение добычи нефти – это абсолютно объективная реальность. И это тоже аксиома. Но мы в чем, как бы разницу видели, я акцентировал внимание на очень важной вещи, первое в Стратегии, что мы сделали, мы привели в порядок и привели к реальности прогнозы добычи нефти. Да, многим политикам это не понравилось, 280 миллионов нарисовали до 2020 года и сказали, вот так и будет. Зачем, извиняюсь, обманывать самих себя. Вот это мы не сделали. Хотя кому-то нравится, не нравится, это мы не сделали. При тех обстоятельствах, которые есть сегодня, динамика падения добычи нефти ниже, чем была в 2008-2009 годах, и мы это тоже показываем, видим. Как это увязывается с бюджетом, это абсолютно очевидные вещи. Есть абсолютные цифры бюджета и то, что автономный округ, и не только автономный округ, я Вам несколько десятков субъектов Российской Федерации назову, которые ушли в минус по налогу на прибыль в прошлом году в силу объективных, экономических, макроэкономических обстоятельств. И все в нашем регионе это почувствовали, не потому что кто-то что-то, а потому что из этого тоже политику не надо делать. Первый и самый главный момент, который способствовал, будем говорить, снижению. Да, мы в конце 2012 года в ноябре приняли бюджет 2013 года, а в декабре месяце разыграли два крупных месторождения. Это Северорогоженское приобрел «Сургутнефтегаз» за 44 200 миллионов и Югорская группа месторождений приобретена «Лукойлом» за 50 800 миллионов, это все естественно компании положили на финансовый результат, чтобы всем было все понятно. И понятно, что 70% снижения налога на прибыль в прошлом году произошло только по этой причине. Вот. Что лучше - или сегодняшняя истина, или завтрашняя перспектива. Они будут там добывать несколько десятков миллионов тонн в ближайшей уже перспективе - это 3 года вперед и все компенсируется с лихвой. Вот здесь сомнений никаких не надо, и мы понимаем компании, и мы понимаем то, что происходит с бюджетом. Конец 2012 года - приняли законы и правильно сделали. Есть бюджет Российской Федерации, который тоже нужно держать на уровне. Приняли и поняли нефтяников, пошли на амортизационную премию, пошли на увеличение где-то НДПИ и других корректировок, которые с одной стороны как-то поправили планку федерального бюджета, государство у нас важное, ну где-то снизили, так сказать, бюджет 2013 года именно только по налогу на прибыль. Ошибок никаких не было, просто стечение обстоятельств. То, что сегодня мы принимаем бюджет с дефицитом - ничего, но как желаете. Мы уже приняли Постановление Правительства о том, что дефицит бюджета выше 18-19% от собственных доходов не поднимется. Любая практика мировая, российская, Минфин, можете обратиться – 15-20% дефицит бюджета – это нормально. Это нормально, тем более есть Указы Президента, есть задачи стратегические, инвестиции в человеческий капитал, от этого отказаться сегодня? - конечно нет. Мы будем продолжать, через 3 года мы все это поправим. И кто бы панику не создавал, прошлый год при всех потерях мы закончили с дефицитом, с госдолгом, 12 350 миллионов – это 8-9%. Вы думаете, что этот год был провальный? - да конечно нет. Мы считаем цифру, мы это знаем, мы видим наперед, как минимум на 3-4 года, так что здесь переживаний по поводу бюджета не должно никакого быть. В тренде Стратегии 2030 года мы идем нормально. Если один год где-то просел, то второй компенсирует – это тоже нормальная практика. Стратегия – это не совсем ежегодная или ежемесячная отчетность показателей. Поэтому я надеюсь, что ответил на эти вопросы. Главное, не создавать по этому поводу никакой политики, все под контролем, госдолг и дефицит бюджета автономного округа - он в нормальном тренде, в нормальных параметрах и никакой катастрофы здесь не будет. Спасибо, – попытался дать ответ на два четких конкретных вопроса Александр Ким, отвечающий за вопросы экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Выступление докладчика дополнила Губернатор Югры Наталья Комарова:

- Владимир Владимирович, я дополню. Александр Михайлович сказал – не переживайте. Я скажу – переживайте, Владимир Владимирович! Потому, что заметную долю в бюджете Тюменской области занимают отчисления с территории Ханты-Мансийского автономного округа, а еще такую же заметную и даже больше в консолидированном бюджете РФ. Поэтому переживайте, уважаемый Владимир Владимирович! Но при этом очень важно правильными глазами на все это смотреть, потому что чем более эффективно мы будем с Вами оценивать ситуацию, тем более безошибочными решения наши будут. Никто ничего не скрывает, общепризнано экспертами в этой области, автономный округ является, без сомнения, самым открытым субъектом РФ по предоставлению всей информации по деятельности органов власти, региональных и муниципальных. Все переживайте. Граждане-товарищи, все переживайте, не переставайте переживать! Никакого равнодушия! Только личное участие каждого из Вас, личное поле ответственности, дадут нам возможность все планы, которые мы с Вами намечаем, реализовывать так, как мы задумываем. Переживайте, без конца, без края. Прошу, не беспокойтесь о своем здоровье в этом отношении.

Справочно (согласно утвержденной в 2013 году Стратегии развития Югры):

Рассмотрим данные по добыче нефти по базовым месторождениям:

В 1985 году добыча составила – 199,45 млн. тонн, тогда как в 2010 году – 130,97 млн. тонн, а по прогнозам 2020 года – она составит 96,49 млн. тонн. В процентном соотношении добыча нефти по базовым месторождениям в 2010 г. по сравнению с 1985г. снизилась на 34%, а с прогнозируемым 2020 г. в сравнении с 1985 г. снизилась на 52%. Если сравнивать 2020 г. по показателям с 2010 г., то добыча снизится на 26%. В результате анализа выясняем, что за период длиной 25 лет – снижение добычи на 52%, а за период уже 10 лет – снижение на 26%.

Предприятия нефтегазодобывающей промышленности формируют базовый сектор экономики автономного округа. Ситуация в нефтегазовом секторе будет определять основные параметры социально-экономического развития Югры на долгосрочную перспективу и будет являться стабильным источником средств для диверсификации экономики автономного округа. Нефтегазовая специализация автономного округа сохранится на протяжении всего прогнозного периода.

Падение добычи нефти является главным фактором, который будет определять параметры социально-экономического развития региона в рамках всех сценариев стратегического развития. В соответствии со сложившейся тенденцией добыча нефти будет уменьшаться в связи с естественным истощением разрабатываемых запасов нефти и отсутствием равнозначного для компенсации добычи резерва подготовленных к разработке запасов.

Однако стоит отметить, что руководство России не раз заявляло о том, что бюджет страны, в том числе бюджеты регионов, добывающих энергоносители, должны в кратчайшие сроки сократить зависимость от сырьевой базы. Эту же точку зрения разделяет Юрий Шафраник (российский политический деятель, глава администрации Тюменской области с 1991 по 1993 год, министр топлива и энергетики с 1993 по 1996 год, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России с 2002 года, председатель правления компании «Союзнефтегаз», член Совета Союза производителей нефтегазового оборудования) в своем интервью газете «Тюменские известия»:

«Кор.: Сегодня финансовая ситуация в большой Тюменской области ухудшается. Федерация полностью централизовала поступления налога на добычу полезных ископаемых, обеспечивавшего львиную долю доходов областной казны… Падает и добыча нефти на севере региона. Что нас ждет дальше?

Ю.Ш.: Приведу в пример старейший нефтяной район мира — Техас. За последние семь лет здесь на 40 процентов увеличили добычу. Просто в США на уровне государства и региона приняты законы и созданы условия, которые позволили за эти годы на 45 процентов увеличить бурение, на 40 процентов — занятость людей в нефтегазовом секторе. Они вдвое (!) снизили цену на газ для промышленных потребителей, тариф на электроэнергию не меняется уже семь лет. Все это дало колоссальный импульс для развития реальной экономики. Поэтому у них и бочку нефти добывать рентабельно, тогда как у нас компании вынуждены закрывать тысячи скважин с суточным дебитом в 5 тонн и даже выше.

Вопрос «что дальше?» надо задавать в каждой газете. Почти два года назад на Международном инновационном форуме «НефтьГазТЭК» в Тюмени, модератором которого меня попросил выступить губернатор Владимир Якушев, я вывел формулу: «Благополучие населения Тюменской области, России при любой цене на нефть». Мы должны провозгласить на всю страну близкий к этому политический лозунг и показать, как достичь этого результата. Если мы и сегодня, как когда-то в 1990-е, не будем опережать с трактовками целей и задач, то ни министерства, ни администрация президента думать за нас не станут. У них своих проблем хватает. Мы должны сами разработать и предложить такую систему мер, при которой добыча даже бочки нефти станет рентабельной. Это касается также развития нефтегазохимии и сопутствующих производств. Тогда поддержка президента нам будет обеспечена. И ни Минфин, никто другой не смогут торпедировать наши предложения. Потому что от этого выиграет вся страна! Неужели мы тупее американцев?»

Аппарат фракции ЛДПР



Возврат к списку