Наверх

Тюменская областная Дума
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

20 апреля, Суббота

Ямал. Создание региональной транспортной инфраструктуры. Реализация инвестиционных проектов

21.03.2014 12:12:38

Ямал. Создание региональной транспортной инфраструктуры. Реализация инвестиционных проектов

На депутатских слушаниях в г. Салехарде «О приоритетных направлениях развития Ямало-Ненецкого автономного округа в контексте государственной политики в Арктике» были глубоко затронуты две темы: создание региональной транспортной инфраструктуры и реализация инвестиционных проектов Северный широтный ход, порт Сабетта.

Докладчики по этим вопросам - первый заместитель Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Алексей Викторович Ситников и директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Александрович Варакин.

Текст приводится в полном объеме.

Анализ промышленного и социально-экономического развития российских регионов и России в целом за последние десятилетия показывает, что природопользование вообще и недропользование в частности, определяют состояние экономики региона.

По данным Всемирного банка в 2013 году Россия вышла на пятое место в рейтинге крупнейших экономик мира. ВВП России в 2012 году составил более 66 триллионов рублей.

Согласно данных рейтинга социально-экономического положения субъектов РФ в 2012 году Ямало – Ненецкий округ занимал 15 место по объему валового регионального продукта.

В 2013 году валовой региональный продукт автономного округа составил более 1 трлн. 300 млрд. рублей.

Успешная реализация природоресурсного потенциала региона, его комплексное социально-экономическое развитие возможно при развитой транспортной инфраструктуре.

Автономный округ нуждается в такой схеме, которая полностью отвечала бы всем потребностям в транспорте, и стала ориентиром для дальнейшего роста экономики и социальной сферы региона.

Основные направления развития транспортной инфраструктуры округа определены Стратегией социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года.

Стратегией предусмотрены мероприятия в сфере железнодорожного, воздушного и водного транспорта, а также строительства автомобильных дорог.

Система автодорог с твердым покрытием в автономном округе развита крайне слабо. Постоянная связь с общероссийской системой дорог обеспечена только по направлению «Надым – Сургут». Ликвидировать существующий в автономном округе уровень транспортной дискриминации поможет развитие сети автомобильных дорог.

По состоянию на 1 января 2014 года протяженность автодорог общего пользования регионального значения составляет 1 200 км, в том числе 236 мостов.

Потребность в строительстве автомобильных дорог на территории автономного округа составляет более 1000 км, в том числе 700 км дорог, связывающих города и поселки автономного округа с автомобильной дорогой «Сургут – Салехард».

До 2020 года намечается строительство следующих объектов:

- автомобильная дорога «Сургут – Салехард», участок Надым - Салехард.

- автомобильная дорога Надым - Советский, участок Надым - граница ЯНАО - ХМАО (с реконструкцией существующего участка);

- автомобильная дорога Салехард - Яр-Сале.

В период до 2030 года планируется строительство следующих объектов:

- автомобильная дорога Салехард - Сыктывкар, участок п. Харп - граница ЯНАО - Республика Коми;

- автомобильные дороги Тазовский - Гыда, Южно-Харампурское месторождение - Толька;

- автомобильная дорога Новый Уренгой - Красноселькуп - Игарка, участок Южно-Русское месторождение - с. Красноселькуп, включая мостовой переход через р. Пур;

- подъезд к административному центру Шурышкарского района.

Формирование опорной сети дорог в автономном округе реализуется за счет средств, выделяемых в рамках реализации областной программы «Сотрудничество» и средств окружного бюджета.

В 2018 году планируется завершение строительства автомобильной дороги «Надым – Салехард» протяженностью 337 км. Она обеспечит единой автотранспортной связью западный и восточный районы автономного округа. В настоящее время выполняются строительно-монтажные работы на всех участках дороги.

Общий объем финансирования проекта составляет 66,117 млрд. рублей. По состоянию на 01 января 2014 года общая стоимость выполненных строительно-монтажных работ с начала строительства дороги составляет 20, 408 млрд. руб., в т.ч. из бюджета ЯНАО – 4, 831 млрд. руб., из бюджета Тюменской области – 15, 577 млрд. руб. Закончены работы по строительству и получены разрешения на ввод в эксплуатацию участков дороги Сургут-Салехард протяженностью в 2012- 2013 годах 90,91 км в переходном типе покрытия.

В связи с недостаточно развитой наземной транспортной схемой Ямало-Ненецкого автономного округа, аэропорты являются важной составляющей транспортной инфраструктуры. С усилением внимания к освоению Арктики нагрузка на авиацию будет только возрастать. Общий объем отправок пассажиров из аэропортов автономного округа с 2011 года увеличился на 28% и составил в 2013 году 826 тыс. человек.

Рост перевозок пассажиров воздушным транспортом обусловлен социально направленной политикой Правительства автономного округа. Кроме того, в связи с комплексным развитием арктических территорий, увеличение пассажиропотока происходит за счет работников занятых вахтовым методом.

Для повышения транспортной доступности населения с 2012 года осуществляется реконструкция аэропортового комплекса и взлетно-посадочной полосы в аэропорту села Красноселькуп.

С 2013 года разрабатываются проекты по реконструкции двух аэропортовых комплексов в городах Салехард и Новый Уренгой.

В районах, не имеющих круглогодичной связи с автомобильными дорогами общего пользования, высокую роль играет внутренний водный транспорт.

По программе "Сотрудничество" в 2012 году были приобретены два скоростных пассажирских комфортабельных судна нового судостроения проекта А-145, соответствующие современным требованиям безопасности. В навигацию 2013 года данные суда осуществляли перевозку пассажиров на линиях Салехард – Яр-Сале и Салехард – Новый Порт – Антипаюта.

В целях обеспечения безопасной посадки-высадки пассажиров при перевозках водным транспортом для населенных пунктов Ямальского и Шурышкарского районов приобретены и установлены два дебаркадера. Данные причальные сооружения соответствуют современным требованиям, в том числе, они оборудованы для использования лицами с ограниченными физическими возможностями.

В настоящее время осуществляется строительство комплекса речного вокзала в городе Салехард. По проекту, здание речного вокзала пятиэтажное, общей площадью 3100 м2. В здании будут расположены зоны отдыха, ожидания и обслуживания пассажиров, а также гостиничные номера. Ввод в эксплуатацию комплекса речного вокзала повысит безопасность и качество перевозок пассажиров, увеличит количество обслуживаемых пассажирских судов.

Отдельно, в связи с высокой значимостью, можно поставить проект строительства Северного Широтного хода и порта в поселке Саббета.

Данные объекты являются, наряду с Северным морским путем, ключевыми элементами формируемой транспортной инфраструктуры российской Арктики, а так же способствуют реализации транзитного потенциала России.

«Северный широтный ход» – это комплексный и многосторонний проект с участием структур различного уровня. В реализации данного проекта принимают участие Министерство транспорта России, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, ОАО «Корпорация Развития», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Ямальская железнодорожная компания», ОАО «Газпром». Проект разработан в продолжение формирования транспортной инфраструктуры центральной части Арктической зоны России.

Его маршрут: «Станция Обская-2 – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево».

Эффект от реализации данного проекта выходит далеко за рамки его географического расположения. Северный Широтный ход снимет напряжения пропускных ограничений на участках железнодорожной линии – Екатеринбург- Тюмень, Сургут – Тюмень.

В целях реализации проекта Правительством автономного округа подписаны четырехсторонние соглашения о сотрудничестве в организации перевозок по железнодорожному Северному широтному ходу с организациями-грузоотправителями:

ОАО «Новатэк»,

ООО «Новоуренгойский газохимический комплекс»,

ООО Корпорация «Роснефтегаз»,

ЗАО «Геотрансгаз»,

ОАО «Газпромтранс».

В соответствии с указанными соглашениями, а также принимая в расчет соглашение, заключенное между ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Ямальская железнодорожная компания», планируемая грузовая база к 2019 году составит более 20,00 млн. тонн.

Проект включает в себя, как создание новых объектов железнодорожной инфраструктуры, так и реконструкцию существующих железнодорожных путей и объектов.

Весь проект можно разбить на четыре части.

1) Строительство мостового перехода через реку Обь – 2,44 км.

2) Строительство линейной части Салехард – Надым – 355 км.

3) Строительство мостового перехода через реку Надым – 1,33 км.

4) Реконструкция железнодорожного участка Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево.

Общая протяженность «Северного широтного хода» составит 707 км.

В настоящее время осуществляется строительство мостового перехода через р. Надым. Планируемое начало рабочего движения по мосту – декабрь 2014 года. Общая сумма строительства – более 14 млрд. рублей.

Под управлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа разрабатывается организационно-правовая схема реализации всего проекта с учетом оптимальной модели финансирования.

Перспектива Северного широтного хода – это, во-первых, соединение Северной железной дороги со Свердловской железной дорогой; во-вторых, выход Единой транспортной системы России через объекты и магистрали полуострова Ямал на Северный морской путь через порт Сабетта.

В настоящее время активно ведется строительство морского порта Сабетта уже сегодня круглогодично осуществляется завоз строительных материалов:

- закончено строительство вахтового городка на 3,5 тыс. мест;

- на объектах работает более трех тысяч строителей;

- пробурены первые восемь эксплуатационных скважин;

- началось строительство грузовых причалов в порту Сабетта;

- проведено дноуглубление в объеме 10 миллионов кубических метров.

Порт Сабетта сегодня рассматривается намного шире, чем просто монопорт для транспортировки сжиженного природного газа. Его многофункциональность откроет новые возможности для всей страны.

Объем транзитных грузоперевозок по Северному морскому пути в ближайшие шесть лет может вырасти с 1,3 млн. тонн (навигация 2012 года) до 28 млн. тонн.

Создание транспортной инфраструктуры значительно расширит территорию добычи углеводородов Полярного Урала, разведки и разработки полезных ископаемых в труднодоступных местах региона.

А так же радикально изменит логистические возможности территории, составляющей несколько миллионов квадратных километров.

Строительство Северного широтного хода стратегически важно. Магистраль объединит экономический потенциал регионов с арктической транспортной инфраструктурой. Но реализация проекта, в запланированных масштабах, невозможна без совместных усилий и финансовых ресурсов регионов Уральского Федерального округа. Только благодаря тесному сотрудничеству возможно достичь более высоких показателей и результатов.

Уверен, что реализация проектов по формированию транспортной инфраструктуры российской Арктики послужит мощным импульсом для развития отраслей экономики, позволит перейти к комплексному освоению Севера, и главное – к качественному изменению условий жизни населения.

Видеокомментарий председателя комитета по экономической политике и природопользованию Тюменской областной Думы Инны Лосевой Лосева Инна Вениаминовна ЕДИНАЯ РОССИЯ .

Видеокомментарий заместителя председателя Тюменской областной Думы Владимира Сысоева.


Управление по обеспечению информационной политики


ПОДЕЛИТЬСЯ:

Изображение доступно по лицензии Creative Common Attribution 3.0

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Изображение доступно по лицензии Creative Common Attribution 3.0

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Изображение доступно по лицензии Creative Common Attribution 3.0

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Изображение доступно по лицензии Creative Common Attribution 3.0

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Изображение доступно по лицензии Creative Common Attribution 3.0

Возврат к списку