Наверх

Тюменская областная Дума
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

20 апреля, Суббота

По рекомендации Тюменской областной Думы

17.09.2021 11:10:00

По рекомендации Тюменской областной Думы

На июньском заседании депутаты областной Думы рассмотрели вопрос «Об информации Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования»

В принятой к сведению информации отражена работа органов исполнительной власти Тюменской области по выполнению рекомендаций областной Думы прошлых лет.

В частности, в информации отмечено, что в Тюменской области предоставляются субсидии на возмещение части затрат на проведение культуртехнических мероприятий на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот.

За последние 5 лет введено в оборот ранее неиспользуемой пашни более 16 тыс. га.

Областная Дума рекомендовала Правительству Тюменской области продолжить работу по государственному управлению и планированию использования земель сельскохозяйственного назначения, уделив особое внимание вводу в оборот неиспользуемой пашни и проведению культуртехнических мероприятий на выбывших из оборота сельскохозяйственных угодьях.

 На сентябрьском заседании депутаты приняли к сведению информацию областного правительства по выполнению данных рекомендаций.

Информация Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования» 

Закон Тюменской области от 03.11.2003 № 170 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования» определяет особенности регулирования отношений в сфере оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в Тюменской области, и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ) в случае неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения подлежат принудительному изъятию, которое осуществляется в судебном порядке. Порядок указанного изъятия установлен статьей 6 Федерального закона         № 101-ФЗ. Органом, уполномоченным на обращение в суд с требованием об изъятии земельного участка, является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Основанием для обращения в суд стали поступившие из Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам материалы в отношении 32 земельных участков. Информация по вопросу принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, не используемые по целевому назначению или используемые с нарушением законодательства Российской Федерации, представлена в таблице.


В целях решения проблемных вопросов, возникающих при изъятии земель сельскохозяйственного назначения, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области на регулярной основе проводятся рабочие встречи с участием представителей органов местного самоуправления и Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам.

В целях эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения с 2020 года ведется работа по передаче таких земель из государственной собственности Тюменской области в собственность муниципальных образований. Таким образом, из государственной собственности Тюменской области было передано 64 земельных участка сельскохозяйственного назначения, из них:

- 2 земельных участка площадью 3 721 га в администрацию Абатского муниципального района;

- 10 земельных участков площадью 449,62 га в администрацию Армизонского муниципального района;

- 9 земельных участков площадью 250,4 га в администрацию Аромашевского муниципального района;

- 11 земельных участков площадью 1 173,3 га в администрацию Бердюжского муниципального района;

- 3 земельных участка площадью 256,4 га в администрацию Ишимского муниципального района;

- 23 земельных участка площадью 764,5 га в администрацию Казанского муниципального района;

- 6 земельных участков площадью 521,7 га в администрацию Упоровского муниципального района.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 101-ФЗ при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона № 101-ФЗ, статье 5 Закона Тюменской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования» продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области о намерении продать такой земельный участок.

Постановлением Правительства Тюменской области от 02.11.2015 № 500-п утвержден порядок принятия решения о реализации права преимущественного приобретения земельного участка Тюменской областью или предоставлении права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию. Данным порядком установлена процедура рассмотрения исполнительными органами государственной власти Тюменской области извещений продавцов о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при реализации права преимущественного приобретения земельного участка Тюменской областью и взаимодействия с органами местного самоуправления при предоставлении права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию.

При рассмотрении вопроса о целесообразности реализации права преимущественного приобретения земельного участка Тюменской областью из земель сельскохозяйственного назначения учитывается возможность использования конкретного земельного участка для привлечения потенциальных инвесторов в сельское хозяйство.

Для принятия решения о реализации Тюменской областью права преимущественного приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или предоставлении права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию в 2021 году (по состоянию на 01.08.2021) в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области поступили извещения на 432 земельных участка общей площадью 12 299,781 га, их них:

- по 344 земельным участкам принято решение об отказе в реализации Тюменской областью права преимущественного приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с отсутствием целесообразности в приобретении таких земельных участков;

- по 88 земельным участкам подготовлены уведомления об отказе в рассмотрении извещения о продаже земельного участка в связи с отсутствием в данных извещениях сведений о цене, размере, местоположении земельного участка и сроке, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.

По состоянию на 01.08.2021 преимущественное право покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения для нужд Тюменской области реализовано не было.

В случае принятия решения о предоставлении права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию, на территории которого расположен земельный участок, правом покупки такого земельного участка обладает соответствующее муниципальное образование.

В 2021 году (по состоянию на 01.08.2021) по 344 земельным участкам получены письма от администраций муниципальных образований, на территории которых расположены земельные участки, об отсутствии необходимости предоставления муниципальному образованию права преимущественного приобретения земельного участка.

Пунктом 2 постановления Тюменской областной Думы от 24.09.2020 № 2692 Правительству Тюменской области рекомендовано продолжить работу по государственному управлению и планированию использования земель сельскохозяйственного назначения, уделив внимание рассмотрению следующих вопросов:

«- о создании стимулов для ввода в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, альтернативных изъятию земельных участков, таких как субсидии за ввод в оборот залежных земель либо предоставление сельскохозяйственной техники сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечившим вовлечение таких земель в оборот;

- проблеме наличия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности;».

В рамках государственной программы Тюменской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013 – 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 699-п, на период до 2025 года предусмотрены мероприятия по повышению продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации, а именно, – строительство оросительных систем, известкование кислых почв и проведение культуртехнических мероприятий.

В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 27 мая 2016 года № 220-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат, направленных на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Тюменской области» реализуются мероприятия в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. За последние десять лет известкование кислых почв проведено на площади более 22 000 гектаров, фосфоритование почв выполнено на площади 350 гектаров. В 2020 году проведено культуртехнических мероприятий на площади 326,4 гектара.

Приоритетным направлением повышения эффективности использования земельных ресурсов в Тюменской области является вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемой пашни – основного производственного ресурса в сельском хозяйстве. Значительный вклад в вовлечение неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственный оборот был внесен благодаря реализации областного проекта «Ввод в оборот неиспользуемой пашни земель сельскохозяйственного назначения в Тюменской области на период 2017 – 2020 годов» и мероприятий в области мелиорации земель. За последние 5 лет введено ранее неиспользуемой пашни более 16 тыс. гектаров. Работы по вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения продолжаются.

В рамках реализации мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 27 мая 2016 года № 220-п предоставляются субсидии на возмещение части затрат на проведение культуртехнических мероприятий на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот.

В целях оказания имущественной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям органы местного самоуправления Тюменской области предлагают к передаче в пользование не только нежилые здания и помещения, пригодные для использования в сельхозпроизводстве, но и движимое имущество: транспортные средства, оборудование. Все вышеперечисленное имущество включено в перечни для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, а значит, в определенных случаях предоставляется им на льготных условиях.

Также постановление Тюменской областной Думы от 24.09.2020 № 2692 содержало рекомендации Правительству Тюменской области рассмотреть вопросы:

«- о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территории в случаях, когда установление таких зон относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- об установлении в Тюменской области льготной выкупной цены земельного участка для случаев, предусмотренных подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (для добросовестных арендаторов).».

Согласно пункту 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территории считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

Состав и правила ведения ЕГРН установлены Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ). Согласно статье 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы государственной власти обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий. При этом в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 218-ФЗ ведение ЕГРН, то есть внесение в него сведений, в том числе о зонах с особыми условиями использования территории, осуществляется федеральным органом исполнительной власти.

Относительно рекомендации об установлении льготной выкупной цены для добросовестных арендаторов сообщаем следующее.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации по истечении трех лет с момента заключения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения у арендатора возникает право выкупа земельного участка без торгов при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка. Выкупная цена такого земельного участка определяется в порядке, предусмотренном статьей 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 06.04.2015 № 132-п «Об установлении порядка определения цены земельных участков при заключении договоров купли-продажи без проведения торгов» и устанавливается равной кадастровой стоимости выкупаемого земельного участка.

На практике, как правило, срок аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения является продолжительным (от 3 до 49 лет). В соответствии с действующим законодательством коэффициент детализации, учитывающий специфику осуществления деятельности (за исключением территории Тюменского муниципального района), применяемый для исчисления арендной платы, установлен в размере 0,6 (на территории Тюменского муниципального района – 2), что позволяет максимально снизить размер платы за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения. Кадастровая стоимость земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения является минимальной. В этой связи основания для применения льготной выкупной цены для случаев, предусмотренных подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

 Аппарат комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям.


Теги: АПК 


Возврат к списку