Наверх

Тюменская областная Дума
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

18 Сентября, Среда

Владимир Ульянов: мы искали новые формы согласования интересов с автономными округами

25.01.2019 12:06:00

Владимир Ульянов: мы искали новые формы согласования интересов с автономными округами

Открывая рубрику «К 25-летию областной Думы», депутаты регионального парламента заглянули в новейшую историю. Владимир Ульянов поделился воспоминаниями о том, с каким воодушевлением собрались народные избранники на первую сессию областного Совета народных депутатов. «Тогда еще никто и не предполагал, какие политические баталии нас ждут впереди», - продолжил он.

Окончание августовского кризиса 1991 года повлекло за собой серьезные изменения в организации деятельности представительных органов власти России. 22 августа 1991 года Президент Ельцин подписал Указ № 75, направленный на разграничение полномочий органов исполнительной власти и Советов. Правопреемником исполкома областного Совета народных депутатов стала областная администрация, глава которой наделялся исполнительно-распорядительными функциями. Контрольные функции областного Совета фактически ограничивались ежегодным заслушиванием отчета об исполнении областного бюджета.

27 сентября 1991 года Указом Президента России на должность главы администрации Тюменской области был назначен Юрий Константинович Шафраник. На VI внеочередной сессии областного Совета его кандидатура была поддержана и депутатами. Оставаясь народным депутатом, он сложил с себя полномочия председателя Совета.

Избрание нового руководителя Тюменского областного Совета затянулось на несколько месяцев. Только 20 февраля 1992 года депутаты все же обрели своего спикера – Владимира Ильича Ульянова. Заместителем председателя Совета стал Виктор Яковлевич Гроо, председатель Тюменского райсовета.

В 1992 году вместо президиума областного совета был организован малый Совет. В условиях радикальных реформ от областного Совета требовалось как можно более оперативно и профессионально реагировать на быстро меняющуюся социально-экономическую и политическую ситуацию. Собирать же по каждому поводу 300 депутатов не представлялось возможным. Малый Совет был избран 28 мая 1992 года на IX сессии. В него вошли: председатель областного совета В.И. Ульянов, его заместитель В.Я. Гроо, глава администрации ХМАО А.В. Филипенко, председатель Ямало-Ненецкого окружного Совета А.И. Кузин и еще 21 депутат от различных избирательных округов.

Одним из самых важных достижений это периода стало принятие федерального закона «О недрах», который был внесен Тюменским областным Советом и принят Верховным Советом РСФСР в феврале 1992 года. Он закрепил плату за добываемые природные ресурсы для регионов, богатых полезными ископаемыми. В мае 1992 года пункт закона о плате за природные ресурсы вступил в силу, и на территории области стало оставаться 80% платежей с добываемых природных ресурсов, из них 20% поступало непосредственно в областной бюджет.

По словам Владимира Ульянова, именно этот закон позволил Тюменской области с наименьшими издержками пережить тяжелые 1990-е годы. «Платежи за недра составляли до двух третей доходов юга Тюменской области, т.е. обеспечивали финансирование и поддержание на плаву сельского хозяйства, здравоохранения, образования и других сфер, на которых «шоковая терапия» сказалась чувствительнее всего», - подчеркнул он.

По оценке законодателя, еще одним значимым событием этого периода стало подписание Федеративного договора. 31 марта 1992 года Тюменская область и входящие в ее состав Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа раздельно, в качестве равноправных субъектов Российской Федерации, подписали Федеративный договор. Договор, включенный составной частью в Конституцию Российской Федерации 1978 года, на конституционном уровне закрепил новый государственно-правовой статус области и автономных округов, повысив его от административно-территориальной единицы до уровня равноправного субъекта Федерации.

В этой ситуации Тюменский областной Совет народных депутатов выступил с инициативой разграничения полномочий в сфере экономических отношений между областью и автономными округами. Причем были сформированы необходимые для этого органы и найдены новые механизмы согласования принимаемых решений.

По словам Владимира Ульянова, все это позволило в сложных экономических и политических условиях не только сохранить единую область, но и привлечь, несмотря на раздельные бюджеты, дополнительные финансовые средства на общеобластные цели, в том числе и на юг области, через плату за нефть и газ, территориальный фонд, прямые экономические связи.

Серьезным испытанием для областной представительной власти стал конституционный кризис 1992-1993 годов. С одной стороны, в период кризиса противостояние ветвей власти в регионе никогда не достигало накала, который был характерен для федерального уровня – Президента РФ и Верховного Совета. Тем не менее, объективно этот конфликт не мог не сказаться на взаимоотношениях местных представительных и исполнительных органов власти. Хотя бы в силу того, что противостояние Президента и Верховного Совета имело следствием принятие многочисленных противоречащих друг другу указов и законов. Закон РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов» от 5 марта 1992 года предоставил Советам самые широкие полномочия, сделав исполнительную власть в регионах подотчетной Советам. Правовые акты Президента и Правительства, напротив, повышали статус органов исполнительной власти, превращая их в звенья президентской вертикали.

Во всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года приняло участие 59,8 % жителей области, включенных в списки. О своем доверии Президенту Б.Н. Ельцину заявили 58,4 %, об одобрении социально-экономической политики Президента и Правительства – 52 % голосовавших. За досрочные выборы Президента высказались 30,6 %, народных депутатов – 41 % от общего числа избирателей (решение по этим вопросам носило конституционный характер, поэтому не могло быть принято простым большинством голосов).

Итоги референдума в области были истолкованы по-разному. На малом Совете 27 апреля председатель областного совета В.И. Ульянов подчеркнул, что «никто не победил, остается противостояние ветвей федеральной власти, которое будет спускаться и на местные уровни. От нас требуется продолжение политики социальной поддержки людей. Надо думать о перспективе – развитии экономики, аграрного сектора».

Иную позицию занял глава администрации области Л.Ю. Рокецкий: «Как показал референдум, более сорока процентов населения – за досрочные перевыборы депутатов. Поэтому, считаю, в ближайшее время неплохо бы собраться на встречу депутатам всех уровней и спросить себя: как продолжать работать при таком отношении народа?»

По общему мнению, затянувшийся политический кризис в стране мог быть разрешен только через принятие новой Конституции России.

По словам Владимира Ульянова, урегулирование отношений области и автономных округов, т.е. субъектов Федерации, связанных одной территорией, во многом зависело от трактовки этого вопроса в Конституции. «Мы полагали что, в текст нового Основного закона необходимо внести формулировку, в соответствии с которой Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа как специальные субъекты РФ входят в состав Тюменской области как субъекта Российской Федерации, а особенности правового статуса автономных округов должны определяться именными законами РФ», - уточнил он.

Публикация подготовлена на основе материалов книги «Региональный парламент: становление и развитие представительной власти Тюменской области» (коллектив авторов ТюмГУ).

Сергей Трофимов
Теги: Владимир Ульянов К 25-летию Тюменской областной Думы 


Возврат к списку